Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Книжное обозрение от 28 сентября 2014.

Истребитель Як-7 от С. Кузнецова. Автор сделал попытку описать судьбу истребителя Як-7 и попытку довольно таки успешную. Самолет примечателен обратной конверсией из учебного в боевой истребитель. Интересно, что развертывание его производства первоначально планировалось в Прибалтике.

Як-7
Также примечательна история с вытеснением производства самолетов Лавочкина с Новосибирского завода №153. Этот эпизод известен из мемуаров самого Яковлева. Кузнецов с опорой на документы (но без ссылок на архивы) подтверждает верность этого решения. Интересны в этой связи приложения № 2 и № 3 (документы из РГАЭ и ГАНО) характеризующие состояние дел на заводе: «Количество производственных рабочих на заводе № 153 находится в явной диспропорции в сторону непомерно разбухшего аппарата и ИТР», «На заводе развито вранье. Человеку ничего не стоит соврать, не неся за это ответственности. Все звенья работы завода, начиная с вышестоящих, кончая нижестоящими, врут, обманывают друг друга. Таким образом, невозможно было провести никаких определенных мероприятий, будучи уверенным в том, что тебя не обманывают». (сс. 181-183)

Подробно рассматривается эпопея с Як-7 М-82. Двигатель М-82 был бастардом и Швецову пришлось приложить немало усилий для его производства. 10 мая запуск в производство был одобрен Сталиным и конструкторам поставлена задача установить М-82 на свои самолеты. Первоначально это были Микоян, Яковлев, Сухой, Поликарпов, Туполев. Лавочкин в эту гонку включился только в сентябре 1941 г. В итоге Лавочкин экспромтом с 22 апреля по 6 мая 1942 г. создал лучший советский истребитель ВОВ – Ла-5. Как говорили летчики «Летали на Ла прикрывать Яки». Годовая возня с М-82 Яковлев не привела к успеху – 22 мая работы были прекращены. 910 тыс. руб. потрачены безрезультатно.

yak7m82-2
Як-7 М-82

Боевое применение Як-7 автор рассматривает не очень подробно по сравнению с производственными эпопеями, но… Разобран с применением многочисленных статистических материалов из архивов ввод в бой над Сталинградом 288-й истребительной авиадивизии вооруженной Як-7. Дивизия состояла из авиаполков 4,12, 287 и 900. 900 ИАП имел одного летчика с боевым опытом и 19 без оного. Согласно таблице №22 на странице 135 : летчики имели средний налет 14 ч. 55 мин., 104 стрельб по конусу и 191 учебный воздушный бой на всех (штат ИАП 20 летчиков)

Итоги боев

900 ИАП (сформирован в запасном АП)– за 23.08-08.09. - 113 боевых вылетов и 12 заявленных сбитых, потеряли 14*.

12 ИАП (пересаживался с Як-1) – за 23.08-06.09 соответственно 74/10/12

4 ИАП (пересаживался с Харрикейнов, начал обучение на Як-7 в июле, летчики имели значительный боевой опыт) – за 21.08-25.09 соответственно 421/39/19

900 ИАП (перевооружался с Харрикейнов на Як-7 «вынужденно кратко, по-боевому».)– за 21.08-08.09 соответственно ? /9/14

*потери указаны за период с 22.08 по 31.08 1942 г.

Исходя из этой статистки, автор считает, что высокие потери (65 потерянных самолетов из 80) обусловлены не столько ее недостаточным освоением, а быстротой ввода в бой и отсутствием боевого опыта у летчиков.

В-общем работа интересная и достойна внимания читателя. Огорчает только отсутствие боковичков.

АК 8-2014
Арсенал-Коллекция № 8-2014.

Проходной материал по легким танкам Мк IV- VI

В номере чумовой материал по планированию десантов в Черноморские проливы. Автор Н. Сайчук. Используются опубликованные источники. В частности по воспоминанием одного из румынских адмиралов десант планировалось высаживать после применения 12-18 спецбоеприпасов.

Ю. Сергиевич о лучшем венгерском асе ПМВ Кише. Был сбит в январе 1918 г., тяжело ранен. Вернувшись в строй, был уже не тот, больше на его счету самолетов противника не было. Погиб, будучи сбит английским летчиком. Этот момент я не очень понял, англичане были на итальянском фронте?

Статья автора с продекларированными троглодитскими пещерно-националистическими взглядами про Уайверн. Интересный самолет, долго с ним англичане возились. 10 лет с момента начала разработки до вступления в строй.

Вторая часть работы Якимовича по «Фудру». Оказывается, корабль имел на своем счету загубленных противников, в частности турецкую шхуну. В остальном, как отмечает автор со свойственным ему чувством юмора: «Заметим, что служба корабля-мастерской, превратилась бы в унылое перечисление воспользовавшихся услугами «Фудра» , кораблей, … утопленных мешков с углем, … сообщений о взыскании с того или иного матроса стоимости утраченных военно-морским способом коек и одеял». Но… Продолжение следует.

kiss1

Йозеф Киш у своего самолёта airaces.narod.ru
Статья Патянина и Малова по камуфляжу итальянских кораблей. Есть и есть. Однако на с. 55 камуфляж ЛК «Новороссийск» на фото как-то очень не различим…

Окончание достоянной статьи Спичакова по Пинскому десанту. Автор в окончании статьи упоминает ряд возможных альтернатив десанту, непонятно, однако почему их не реализовали.

Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments