Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

post Владимира Сидоренко

Оригинал взят у sidorenko_vl в post
Итак, исполнилось 7 лет с того дня, когда стараниями А.В.Полутова был запущен "Проект "Унрю", с которого и началось наше совместное с Евгением Пинаком творчество посвящённое кораблям японского императорского флота.
7 лет - хорошее число, чтобы подвести некоторые итоги.

За это время у нас вышло две книги написанных в соавторстве: "Японские авианосцы Второй Мировой. Драконы Пёрл-Харбора и Мидуэя" и "Авианесущие крейсера Второй Мировой. "Глаза" японского флота", одна книга Евгения - "Самураи" японского флота. Эсминцы типов "Мацу" и "Татибана". Плюс некоторое количество статей в разных изданиях написанных как совместно так и порознь.
Впервые в отечественной практике описание японских кораблей и, отчасти, боевых действий японского флота в войне на Тихом океане стало базироваться на японских материалах и документах.

Какова же польза от этого труда?
Ну, лично мне - немалая. Необходимость подачи информации в печатном виде обуславливает необходимость её уточнения и систематизации и, как следствие - переходу знаний о японском флоте на качественно иной уровень.
И в этом большая заслуга Евгения чья энергия и настойчивость побороли мою природную лень и нежелание что-либо писать на публику :-)
Кроме того, за это время серьёзно расширилась документальная база исследований, что также бесспорный плюс.

Ну, а любителям истории флота (далее - шиплаверам) на просторах бывшего СССР? А вот это врядли.
Среднестатистический отечественный шиплавер ленив, нелюбопытен и ужасающе безграмотен технически.
Он не хочет самостоятельно искать информацию (ибо ленив) поэтому он предпочитает копипастить популярные книшки (это просто).
Ему совершенно неинтересно разбираться в особенностях конструкции японских кораблей и особенностях службы японского флота (он нелюбопытен) поэтому он предпочитает повторять замшелые мифы о них (правда скучна, а мифы любовны и прельстивы).
Шиплавер технически неграмотен - он не умеет читать чертежи и схемы, не понимает принципов работы корабельного оружия и технических средств, удовлетворяясь популярным изложением этих вещей (зачастую - бредовым) во всё тех же популярных книшках.
И это печально.

В качестве примера можно привести не столь давнюю дискуссию с авторами статей о японских кораблях в русскоязычной "Википедии" на форуме "Цусима".
И что же оказалось? Чертежи и схемы мы читать не умеем-с и не желаем-с, а и возжелаем, так необучены-с.
Свято верим на слово авторитетам, ИЧСХ - чем большую чушь напишет "авторитет" о японском корабле, тем охотнее ему верим-с.
Ну, а если напишет о японцах что-то нормальное, то сразу начинаем "сомневаться".
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=8025
и далее по ветке.

Проистекает это явление из двух причин.
Первая, это вышеупомянутая техническая неграмотность. Основная масса (95%) шиплаверов это насквозь сухопутные гуманитарии, верхом технического образования которых является включение микроволновки и кофеварки, но при этом отличающиеся дикой, всепоглощающей и всесокрушающей самоуверенностью.

Я не утверждаю, что человек с гуманитарным образованием принципиально неспособен разобраться в вопросах техники и тактики военно-морского флота. Способен, но это непросто (было бы просто - военно-морские училища были бы не нужны, поймал первого попавшегося шиплавера и поставил его командовать любым кораблём, хоть крейсером, хоть линкором), т.к. требует от человека серьёзных личных усилий (курсанта морского училища учат, а шиплавер должен учиться сам). Следовательно, чтобы добиться в этом деле результатов нужно искреннее желание и немалая настойчивость и, весьма желательно, кто-то разбирающийся рядом, кто бы мог рассказать и объяснить те тонкости о которых не пишут авторы популярных книг и книшек (такие же бестолковые в спецвопросах журноламеры-популяризаторы).
А вот с этим-то у шиплаверов и проблемы - тратить свои силы и время мало кто желает.
В силу чего наши шиплаверы сами "шипы" не очень-то "лаверят", на самом деле. Они попросту не разбираются глубоко в этом "грубом железе". Посему они предпочитают "экшн". Причём не всякий, а только широко известный и знаменитый. Соответственно этому и корабли им нравятся только "засветившиеся" в оном "экшене" - широко распиаренном.

Проследить это можно на примере отзывов на наши книги сделанные неким Михаилом Сударевым, на OZON'е. Это тем более поучительно, что в целом его отзывы весьма к нам благожелательные. Но есть характерные нюансы.
Если прочитать эти отзывы в хронологическом порядке, то видно, что от первой ("драконы") к третьей (гидроавианосцы) книге возникает-нарастает некоторое раздражение/недоумение - мол, книги хорошие, но почему, блджад, не о "знаменитых" кораблях?!

Первой по порядку была книга о средних авианосцах японского флота - "драконах". Итак:
"Сразу скажу, что абсолютно не согласен с оценкой, данной Петром этой книге [Петр (Петя) Петров это один из старых псевдонимов А.Больных, он когда собрался писать свой пасквиль просто забыл, что мне этот псевдоним известен, но у меня хорошая память, С.В.].
У меня собраны все книги, выходившие в серии Арсенал коллекции, и , хотя я не являюсь любителем истории именно японского флота, должен сказать, что книги об японских линкорах (а сейчас и о авианосцах типа Сорю) - лучшие из вышедших в ней. Данная книга, абсолютно может считаться лучшей из всей серии по информативности для интересующегося историей кораблестроения и историей войны...
Да, Петр прав, есть несколько неотшлифованных до конца фраз, которые можно отнести на счет автора или на счет неточности перевода из некого источника, но в целом - книга написана очень грамотно, профессионально при описании проектирования, строительства этих авианаосцев, очень подробно описано устройство кораблей, включая и отдельные конструктивные особенности, вооружение, системы. Есть как и подробное описание всех элементов, так и прекрасные чертежи - включая и конструкционные чертежи кораблей, так и подробнейшие схемы их расположения, разрезы ( и по палубам, и продольные, и поперечные), даны чертежи и схемы по отдельным узлам и видам оборудования. Также очень большой и удачно подобранный набор фотоиллюстраций как и кораблей в целом, так и отдельных их элементов и вооружения. Также прекрасно сделан набор приложений (чего нет в других книгах серии) - есть табличный анализ изменений ТТХ при проектировании кораблей, таблицы их сравнительных характеристик с другими авианосцами японского флота, а также таблицы сравнения ТТХ с кораблями противников. Аналогично, очень детально приведены сравнения ТТХ вооружения японских авианосцев с их противниками, даны сведения по РЛС, артиллерии японских кораблей и многое другое.
Также очень интересно и подробно описан боевой путь всех кораблей этих серий средних авианосцев японцев, причем описано все достаточно объективно и непредвзято, материалы дополнены прекрасными фотографиями (их много, и они очень информативны), а также схемами боев и походов.
Конечно, многие материалы, о чем пишет Петр, неоригинальны - они взяты из различных источников, но и сама подборка этих разноплановых материалов, и большое количество новых , малоизвестных фактов, иллюстраций делает эту книгу очень интересной и полезной.
Искренне спасибо авторам за их работу, побольше бы выходило таких книг...."
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5028393/#tab_comments

Второй была книга Евгения об эсминцах "Мацу" и "Татибана:
"Сама книга написана просто отлично. Рассказ о японских эсминцах "второго класса" прекрасно структурирован, наполнен информацией и аналитикой, образцово иллюстрирован - т.е. труд автора явно на высший балл. Хочется вначале отметить огромный список использованной литературы - явно использован большой объем из книг зарубежных авторов, по некоторым моментам в иллюстрациях заметно, что они также взяты из неких зарубежных трудов, т.к. оформление чертежей и рисунков характерно именно для зарубежных авторов. Хочется отметить качественность именно чертежей расположения - очень хорошо детализированных, с описанием всего изображенного на них. Также хорошо исполнены и другие иллюстрации в книге - внешние виды, фотоилюстрации общих видов этих кораблей в различные годы, детализация расположения оборудования и вооружения. Жаль, автор не стал использовать часто используемую в практике книг Морской коллекции центральную вклейку с крупными фотографиями и цветными рисунками внешнего вида кораблей в различные периоды службы. Текстовая часть также отличная. Дана и краткая история строительства эсминцев в японском флоте начиная с русско-японской войны, дана оценка прочих проектов эсминцев японского флота. В конце книги проводится анализ проектов японских эсминцев "мацу" и "татибана"и подробное сравнение с их одноклассниками в других флотах. Достаточно подробно описан ход проектирования и строительства эсминцев военного времени, детализированно описаны технические характеристики и устройство кораблей этих двух подтипов, включая все особенности конструкции, вооружения. Также хорошо рассказано о их недолгой истории службы в составе японского Императорского флота и кратко- послевоенная их судьба. Вот тут и возникает вопрос к издателю - конечно, сама книга написана образцово и подробно рассказывает об этих кораблях. Но их служба была весьма недолгой, героических страниц в их истории немного. Неужели вначале не имело смысла выпустить книги о более известных эсминцах США, Великобритании (помимо описаных уже Трайблов), да и основных японских эсминцах "первого класса" периода Второй мировой? Это были бы более интересные и более "объемные" книги..."
http://www.ozon.ru/context/detail/id/21469112/#tab_comments

Уже возник вопрос: почему вперёд написали о каких-то безвестных, "негероических" эсминцах 2-го класса, а не о более известных кораблях?!

Третьей была книга о плавучих базах гидроавиации:
"Книга очень неплохая, авторы, пишущие на тему японского флота, традиционно основательно подходят к подбору и изложению материала. В этой книге описаны все корабли всех подклассов гидроавианосцев и гидротранспортов японского флота предвоенного и военного времени. Есть подробнейшее описание их устройства, технических средств, а также службы - в военное время и в предвоенное. Отличные иллюстрации - чертежи, фотоиллюстрации снятые в различные годы. Из минусов - все-таки тяжеловато читается книга именно из-за ее капитальности - очень много детальной информации, язык автора, особенно из-за традиционно японских названий подразделений авиации и флота, типов самолетов - очень неудобный для прочтения. Для любителя истории японского флота, как мне кажется, книга на 5 баллов, для не столь углубленного интереса к японским кораблям - на 4-ку. Все-таки и в японском флоте, и в других флотах есть очень много кораблей, рассказ о которых был бы более интересен широкой аудитории".
http://www.ozon.ru/context/detail/id/26661562/#tab_comments

Тут уже пошли чистые приколы:
- "Из минусов - все-таки тяжеловато читается книга ИМЕННО ИЗ-ЗА ЕЕ КАПИТАЛЬНОСТИ - ОЧЕНЬ МНОГО ДЕТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ..." - то есть детальная информация ЗАТРУДНЯЕТ чтение книги! Блеск!

- "... язык автора, особенно из-за традиционно японских названий подразделений авиации и флота, типов самолетов - ..." - интересно, а какими же ещё названиями если не "традиционно японскими" следует называть японские (!) "подразделения авиации и флота, типы самолетов"?!

- "... очень неудобный для прочтения" - ну, звиняйте, хлопцы, бананьев нема :-)))

- "Для любителя истории японского флота, как мне кажется, книга на 5 баллов, для не столь углубленного интереса к японским кораблям - на 4-ку. Все-таки и в японском флоте, и в других флотах есть очень много кораблей, рассказ о которых был бы более интересен широкой аудитории" - таким образом, создаётся полное впечатление, что по мнению М.Сударева, писать следует только о кораблях "более интересных широкой аудитории" (= пиплу).
То есть если о корабле "X" (например - "Бисмарке") написано уже пятьсот книг, то непременно надо написать о нём пятьсот первую.
А если о корабле "Z" не написано ещё ничего, то и нефиг вобще начинать. Раз до сих пор не написали - значит "широкой аудитории" это не надо! Это первое.

А второе - книга не должна содержать сложную техническую и историческую информацию. Ведь что такое книга о кораблях для нашего шиплавера? Это способ приятно провести часок-другой переваривая сытный обед. Но если книга попадётся сложная, то над ней придётся думать, а это вызовет прилив крови к моску. Если же кровь прильёт к моску, то значит она отольёт от желудка, чем нарушится процесс шиплаверского пищеварения.

Нам не раз задают вопросы планируем ли мы продолжать писать о японских кораблях вообще и японских авианосцах в частности?
На ответ, что да, планируем, обычно следуют пожелания по типу: А напишите про "Акаги" и "Кага" или про "журавлей"!
Почему именно про них? А всё потому же. Потому, что там по умолчанию будет тот самый широко известный пиплу тихоокеанский "экшн" - Пёрл-Харбор, Коралловое море, Мидуэй. Больше наш шиплавер ничего о японском флоте не знает и, самое главное, знать не желает.

Такие дела.
Tags: Книги, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments