Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Category:

26 марта 1944. Черный день 3 ИАК.

Оригинал взят у stalingradjager в 26 марта 1944. Черный день 3 ИАК.  Добавил боковички с http://airaces.narod.ru

3 Истребительный Авиакорпус (ИАК) в составе 278 и 264 Истребительных авиадивизий (ИАД) под командованием генерал-майора Евгения Савицкого с переменным успехом добивал немногочисленную немецкую авиацию в Крыму начиная с февраля 1944 года.  Несмотря на ростущее число сбитых самолетов противника на счетах асов 3 ИАК, успешно выполненых заданий по сопровождению и патрулированию, немецкие истребители не собирались отдавать господство воздухе, что видно из так же возрастающих потерь корпуса в воздушных боях.
Одним из черных дней для 3 ИАК стало 26 марта 1944 когда от атак немецких истребителей погибли пять летчиков корпуса, из них три известных аса: Начальник Воздушно-Стрелковой службы 291 ИАП капитан Александр Лавренов (26 личных побед и 3  группе в этот же день был подписан указ о присвоении Лавренову звания Героя Советского Союза), командир 274 ИАП майор Николай Волчков (13 личных и 6 в группе), старший лейтенант Николай Андрющенко заместитель командира эскадрильи 43 ИАП (11 личных и 3 в группе).
Попробуем на основе документальных сведений детально  разобраться, что произошло в этот день.

lavrn_a2
В готовности № 1 для боевых вылетов в 3 ИАК находились летчики 274, 15 и 43 ИАПов (весь боеготовый состав 278 ИАД и 291 ИАП (265 ИАД). Утром группы стали подниматься на патрулирование в р-не Сиваша, где шла активная переправа советских войск. Немецкая авиация как возможно пыталась сорвать переправу направляя пикирующие бомбардировщики Ю-87 и истребители бомбардировщики Фв-190 под прикрытием Ме-109-х, единственной дислоцированной на тот момент в Крыму немецкой истребительной группы II/JG52. В летной книжке лейтенанта Вальтера Вульфрама (5/JG52), который в этот день заявил сбитыми 4 советских истребителя Як, значатся три вылета на сопровождение Ю-87 и свободную охоту в р-не Сиваша.

Вот как описывают события оперсводки 278 ИАД. (разница во времени между советским и немецким временем - 2 часа, советское впереди далее в скобках М.В.-  время в советских документах , Б.В. - время в немецких документах ).

Первыми в 11.02 (М.В.) взлетела группа 3 Як-1 и 3 Як-9  15 ИАП, ведомая комэском капитаном Власовым, в 11.15 (м.в.) в р-не Сиваша были атакованы 6 Ме-109.  В завязавшемся воздушном бою были подбиты Як-9 № 0559 младший лейтенант Кривобок сумел совершить вынужденную посадку в р-не ю. Дальний, Як-1 № 01112, младший лейтенант Рудык, приземлил подбитую машину на колеса южнее Благовещенка. Як-9 № 1023, младший лейтенант Иван Дмитриев не вернулся из этого боя и до сих пор числится пропавшим без вести. Если сравнивать место и время этого боя, то победы на свой счет записали уже упоминавшийся лейтенант Вальтер Вольфрум и фельдфебедь Петер Дюттманн (5/JG52), заявившие каждый по Яку в 9.16 и 9.23 (б.в.). Советские летчики побед не заявляли. остаток группы приземлился на аэродроме в 12.02 (м.в.)

Затем с разницей в 8 минут на патрулирование взлетели еще две группы, первую из 4 Як-1  15 ИАП повел все тот же капитан Власов. Взлет в 15.20 (м.в.) уже в 16.05 (м.в.) над Сивашом. Группа опять подверглась атаке 2 Ме-109 на в. 4000 м. В результате чего были подбиты 2 Як-1: №22156 младшего лейтенанта Яшина, который дотянул до аэродрома и № 17148, ведущего группы капитана Власова, который был ранен, но сумел совершить вынужденную посадку в р-не Зентюп-1.
Второй группой была группа капитана Лавренова.   15.28 (м.в.) группа в составе 8 с-тов Як-1 и Як-9 под командованием капитана Лавренова по сигналу с КП в зону № 4. В 16.05(м.в.) на Н=3500 м встретили 4 Ме-109, которые атаковали 1 Як-1 и затем со снижением ушли на свою территорию. Ударная группа в составе 4-х с-тов под командованием Лавренова атаковала их (безрезультатно), потеряв при этом высоту. Нруппа начала набирать высоту над полем боя, потеряла скорость и в это время сзади со стороны солнца была атакована 2 Ме-109, один из которых с дистанции 50 м под ракурсом одной длинной очередью 1/4 сбил капитана Лавренова, который упал в воду в р-не 3 км юго-восточнее Чучак. Как ни странно у немцев этим двум боям соответствует только одна заявка лейтенанта Вольфрума на Як в 14.02 (б.в.).

merkulv2
Истребитель Як-7Б из состава 43-го ИАП, на котором весной - летом 1944 года
летал заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант В. И. Меркулов. 26 марта был сбит и погиб командир 274-го истребительного авиаполка майор Николай Григорьевич Волчков, который незадолго до этого был штурманом 43-го полка. Весь личный состав тяжело переживал эту утрату. На следующий день на бортах многих самолётов дивизии, вылетавших в бой, была сделана надпись: "За Николая !"

В 15.20 (м.в.) другая группа Яков из 274 ИАП воспользовалась возможностью атаковать шедшие без истребительного прикрытия Фв-190 е из cостава SG2. К сожалению, немецкие летчики либо уже отбомбились,либо сумели быстро избавиться от бомб и вступили в воздушный бой, который закончился со счетом 2:1 в их пользу на одну заявку лейтенанта Клопова в р-не Самай, они сбили 2 Як-9 274 ИАП, №1043 лейтенанта Степочкина был сбит, летчик покинул горящую машину с парашютом и вернулся в часть только 15 апреля, так же был сбит Як-9 № 0498, младший лейтенант Бахрамов так же выпрыгнул с парашютом, но попал в плен, и сумел вернуться только после освобождения Севастополя в мае 1944. У немцев отличился лейтенант Август Ламберт, который по неизвестной причине сбитый им Як-9 идентифицировал как Аэрокобру, автор второй немецкой заявки неизвестен. Также неизвестны потери SG2 в этом вылете, поэтому невозможно четко идентифицировать заявку лейтенанта Клопова.

В период с 17.40-18.00 (м.в.) уже несколько групп Яков  3 ИАК отбивали атаки немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей в р-не томашевка-Сиваш-Тархан. Немцы по традиции атаковали со стороны солнца с превышением. Действовали очень активно и не позволили сорвать бомбардировки. В воздушном бою были сбиты Як-9 №0395 старший лейтенант Николай Андрющенко сумел воспользоваться парашютом, но был тяжело ранен огнем советских пехотинцев с земли. Они приняли его за немецкого летчика. Андрющенко умер на следующий день в лазарете. Так же был сбит Як-1 №46146 в его кабине погиб младший лейтенант Виктор Григоровский. Чуть позднее атакой пары Ме-109 в р-не Тархан был сбит и Як-9 №1050 командира 274 ИАП майора Николай Волчкова. Еще один Як-1 был подбит но летчик сумел долететь до аэродрома и совершить вынужденную посадку. На такие потери летчики 3 ИАК сумели ответить лищь одним сбитым Ме-109, он был сбит лейтенантом Самойловым из 15 ИАП. У немцев зафиксирована одна потеря Ме-109Г-6 №410680 был подбит в воздушном бою, а Оберлейтенант Фритц Билфингер ранен после вынужденной посадки на своей территории.

Tags: Авиация, Великая Отечественная война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments