Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Книга Федора Лисицына продолжает собирать отклики.

Утащено с Цусимы, автор Олег.
Наконец-то тоже дочитал книгу.
Вообще, крейсера - мой любимый класс, а охваченный период - любимая эпоха, поэтому справочник не мог не заинтересовать. Примерно представляя уровень знаний автора по его блогу, особых откровений я не ждал - однако книга получилась значительно слабее, чем я ожидал.
... видимо изначально книга писалась не как справочник - скорее это книга о развитии крейсеров  и одновременно краткая оценка проекта каждого крейсера.
Идея в общем-то благая - для интерпретации кратких (или не очень) статей из справочников надо обладать определенным кругозором - здесь все разжевано - этот крейсер удачный потому, а этот неудачный из-за того-то.
К сожалению, довольно заметно, что таблицы с ТТХ кораблей и их боевая карьера писались по остаточному признаку.
К безусловным удачам автора стоит отнести обязательное упоминание стоимости и дальности плаванья. Но если со стоимостью на первый взгляд все более-менее, то с дальностями все плохо - автор смешал дальности реальные, расчетные и проектные, совершенно непонятно, исходя из какого запаса угля рассчитывалась дальность. К сожалению, указав дальность автор отнюдь не всегда приводит запас топлива - величину не столь прямо влияющую на оценку корабля, зато куда как более однозначную.
1
Попробую расписать плюсы и минусы
Плюсы:
1) К безусловным плюсам стоит отнести идею краткой оценки проекта каждого крейсера - аналогов я сходу не припомню.
2) Фотографии - мне понравились
3) Так же положительно стоит оценить описание развития класса крейсеров в каждой стране, в том числе и крейсера списанные до войны
4) Хороший слог, упоминаются ряд занимательных фактов

Графику можно оценить нейтрально - бывает лучше, бывает хуже.

Минусы:
1) Видимо главным минусом является идея написать столь разноплановый справочник в одно лицо - львиная доля удачных справочников (и наших и зарубежных) пишется коллективом авторов.
2) Серьезным минусом было игнорирование обзорных книг по крейсерам разных стран. Инжиниринг и Джейн хорошо - но зачем повторно проделывать работу, которую уже сделали Фридмен, Лакруа и прочие.
3) Общий уровень знаний автора явно недостаточен для написания этого справочника. Грубейшие ошибки в терминах - у "Карло Альберто" был верхний пояс и батарея, назвать эту часть бронирования казематом абсолютно неправильно. Я даже не знаю, как комментировать фразу, что для повышения остойчивости увеличили высоту борта - этот бред до удивления дисгармонирует с довольно грамотными оценками кораблей. Может быть книгу писали как минимум двое?
4) Про ошибки в ТТХ уже говорили, про классификацию тоже. Ну что мешало выбросить из книги не участвовашие в войне "Блейки" и "Паурфулы", а на этих страницах расписать классификацию крейсеров всех стран со всеми изменениями. Еще и место для таблицы с орудиями останется.
5) Часто отсутствующее упоминание о конкретной модели орудия или типе брони уже говорилось, замечу, что при всей многословности отнюдь не везде описано расположение орудий и схема броневой защиты. Как располагались орудия на первых английских скаутах? Какой формы была бронепалуба на русских "Баянах"?
6) Местами странный выбор кораблей для включения в книгу - не дожившие до войны "Блейки" и "Пауэфулы" описаны, совершенно "бумажные" немецкие "эскадренные" крейсера и французские 1914 тоже - зато проигнорированы пусть не достроенные, но реальные британские Е, американские Омахи, русские Светланы и японские Тацута.
7) Общая неоднородность разных стран и типов - не знает ничего автор про греческие крейсера - и статья по ним по размеру ничем не отличается от конвеевской. Есть книга Якимовича по конкретному французскому крейсеру - и статья по нему очень подробная и хорошая. Графика тоже неоднородна.
8) Довольно много ошибок в проектировании крейсеров - прямое следствие 2)

Кому можно рекомендовать эту книгу я не знаю - для начинающих будет вредно очень вольное обращение автора с терминами, как справочник ее использовать нельзя. Остается только надеяться, что эта работа стимулирует написание работ про крейсера более знающих и аккуратных авторов, подобно тому как книги Резуна вызвали появление историка Исаева.
Tags: Книги, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments