Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

«Ревущие драконы» над Донбассом: Су-24 в бою

1
Боевые действия летом 2014 года на Донбассе потребовали от сравнительно небольших ВВС Украины практически полного напряжения сил. В бой были брошены даже наиболее мощные и «продвинутые» ударные машины, такие как бомбардировщик Су-24М.

В наследие от Советского Союза страна получила сразу восемь авиаполков, имевших на вооружении 120 Су-24М, 90 Су-24 и 35 разведчиков Су-24МР. Естественно, что первым делом такое количество явно излишних машин было выставлено на продажу на мировом рынке вооружений. Однако Су-24 – машина достаточно сложная и дорогая в эксплуатации, поэтому экспортного успеха она не имела (только в 2005 году один самолёт удалось продать в Эстонию и то как музейный образец).

Широко известная эмблема одного из украинских Су-24

Естественно, что и содержать столько самолётов в строю небогатая Украина не могла (да и необходимости такой не было), поэтому машины постройки 1970-х годов стали массово списываться (отправляясь либо на разделку, либо на постамент), остальные передаваться для учебных целей. Более «молодые» машины массово стали ставить на хранение.

В итоге на зиму 2014 года все оставшиеся в строю машины были собраны в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове на аэродроме Булат. Хотя формально в ВВС числилось 114 Су-24 разных модификаций, однако, по штатному расписанию в бригаде было две бомбардировочные эскадрильи (24 Су-24М) и одна разведывательная (12 Су-24МР).

Положение бригады до событий зимы 2014 года было плачевным. Немногие оставшиеся лётчики были вынуждены поддерживать «лётную форму» на трёх L-39С «Альбатрос». С развитием крымского кризиса в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолётов, но и лётчиков эскадрильи. Так, количество лётных дней увеличилось с двух в месяц до двух в неделю. Однако интенсивная подготовка и переподготовка имела и обратную сторону – аварии. Таким образом, 21 марта при посадке на аэродроме Староконстантинов комэск подполковник Денис Кочан разбил самолёт. Сам он, как и штурман – лейтенант Дудник, успешно катапультировался, а вот самолёт полностью сгорел. С аварией долго не разбирались, списав на «человеческий фактор».

Су-24МР из состава бывшего 48 ограп (Коломыя). Введён в строй после хранения, Староконстантинов, 2015 г.

Боевые действия на Донбассе, начиная с мая 2014 года, приобрели характер практически полномасштабной войны, где одним из «козырей» должна была стать авиация. Из 7-й бригады поначалу была собрана сводная группа из четырёх Су-24МР, которые с аэродромов Кульбакино, Миргород и Чугуев активно привлекались для фоторазведки Донбасса. Тут же отметим, что достаточно устаревшие машины с ещё советской электроникой могли довольно эффективно собирать информацию только при полётах на низких и средних высотах. Что при наличии у боевиков ПЗРК делало разведку опасным занятием. Что подтвердили события 1 июля, когда под Славянском в районе Семеновки Су-24МР (командир экипажа – подполковник Булацик) был поражен ракетой. Так как машина двухмоторная, то попадание не было смертельным – экипаж на одном двигателе смог пролететь ещё 300 км и благополучно приземлиться на аэродроме Миргород. За спасение самолёта экипаж был награждён орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени. Кстати, машина на сегодняшний день уже восстановлена.

Су-24, 2013 г.

После этого случая полёты разведчиков приостановили, однако, угрожающие события августа заставили пустить в ход боевые Су-24М. Основной задачей лётчиков стало поражение стационарных целей с больших высот, что позволяло минимизировать действие ПВО противника. Хотя Су могли чисто теоретически нести управляемые ракеты и бомбы, их в арсеналах украинской армии не было, да и подготовка лётчиков была явно недостаточной. Поэтому основным оружием стали свободнопадающие бомбы ФАБ-500. Именно такими боеприпасами достаточно активно работали по целям в приграничных районах Луганской области. Полной картиной боевых вылетов лета 2014 года автор в силу понятных причин не обладает. В СМИ просочились только отдельные факты. Так, 9 августа пара бомбардировщиков довольно прицельно отбомбилась по железнодорожной станции Антрацит.

Резкая активизация боевых действий в районе Луганского аэропорта потребовала большого количества развединформации, и командование бригады было вынуждено снова задействовать Су-24МР, что вполне ожидаемо привело к потерям. 20 августа во время разведки трассы Краснодон – Луганск ракетой, выпущенной с земли в районе Хрящеватого, был поражён один самолёт. Борт упал вблизи Новосветловка, экипаж успел катапультироваться и был спасён. По некоторым данным, машина была поражена из ЗРПК «Панцирь» российской армии.

В целом можно отметить, что небольшой парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М не смог оказать существенного влияния на ход боевых действий. Хотя в теории экипажи могли применять мощное бомбовое вооружение в плохую погоду и ночью, но использовался он исключительно как дневной бомбардировщик.

Один из Су-24 в модном «пиксельном» камуфляже, поставленный в строй в октябре 2015 г. (С) Military aviation UA

После подписания Минского перемирия в сентябре 2014 года предприняты беспрецедентные меры как по восстановлению парка Су-24-х, так и по переподготовке лётного состава с учётом опыта кампании на Донбассе. За год серьёзным организационно-штатным изменениям подверглась и сама 7-я бригада.

Наличный парк Су-24 ВВС Украины (по состоянию на осень 2015 г.)

Тип

Кол-во

Бортовой №

Су-24М

11

06, 20, 21, 22, 26, 28, 41, 45, 46, 49, 66

Су-24МР

9

11, 15, 16, 17, 35, 31, 36, 59, 93

Михаил Жирохов http://petrimazepa.com/dragonroar.html
Tags: Авиация, Современность, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal