Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

В этот день много лет назад

18 ноября 1972 года самолет Як-36М впервые в истории отечественного флота совершил посадку на палубу противолодочного крейсера "Москва".

Участник испытаний В. Бабич так описывает это событие: "в ясную солнечную погоду М.С.Дексбах взлетел с аэродрома в Кировском на самолете Як-36М и, совершив пролет на малой высоте над крейсером "Москва", зашел на него на посадку. Самолет шел на околозвуковой скорости. Все происходило настолько скоротечно, что глиссаду снижения Дексбах выполнил самостоятельно по ориентирам-судам, поставленным в 7-ми и в 3,5 км от неподвижно стоящего на траверсе мыса Чауда крейсера "Москва". В первой точке он запустил подъемные двигатели, а во второй начал перевод сопел подъемно-маршевого двигателя в вертикальное положение.
1
Первая посадка самолета Як-36М на противолодочный крейсер "Москва".
Посадка прошла успешно. При подходе, возле самой кормы "Москвы" мощные вертикальные струи двигателей самолета подняли из воды мириады частиц водяной пыли, и она в лучах невысокого осеннего солнца создала радугу, в которой самолет медленно, осторожно продвигался к кораблю и, наконец, опустился в центре посадочной площадки. Это было фантастическое зрелище! Отклонение от размеченных точек посадки для колес не превышало 10-15 см! Все выбежали на полетную палубу и качали Дексбаха. Когда попробовали рукой площадку в месте посадки - она была чуть теплой.

Вечером все участвовавшие в испытаниях пошли в ресторан "Моряк" в Феодосии. Нас было около 20 человек от разных организаций. От Черноморского завода в этой встрече участвовали строители "Киева" по авиационному комплексу А.И.Середин, М.С.Фещенко и я - конструктор по авиационно-техническим средствам и вооружению этого корабля. Время было позднее, в ресторане почти не было посетителей, да и они вскоре ушли, мы остались одни и закрыли ресторан на ключ. Экстравагантный и темпераментный Керим Бекирович Бекирбаев - заместитель генерального конструктора А.С.Яковлева, произнес речь в честь "именинника" Миши Дексбаха и успешно прошедшей посадки. Конечно, все говорилось многозначительно и в завуалированной форме типа "сегодня на свет родился младенец…" и т.д., как было принято в те времена, но все понимали, о чем идет речь. Здравицы звучали далеко за полночь. Когда ушел оркестр, я сел за фортепиано, и мы пели песни - о летчиках, моряках и о Николаеве - родине наших авианесущих кораблей. Это были незабываемые минуты. В такие мгновения я обычно говорю, что "жизнь прекрасна и удивительна!". Мы были молоды. Мне шел 31-й год…
2
В центре —летчик-испытатель ОКБД им. А.С. Яковлева Михаил Сергеевич Дексбах.
Когда все собрались уходить из ресторана, одна из официанток подошла к организатору встречи Владимиру Павловичу Власову - зам.главного конструктора фирмы Яковлева по корабельному базированию самолета Як-36М - и тихонько попросила показать ей летчика, который посадил сегодня самолет на корабль. Тот немало удивился и спросил, откуда она это знает? Испытания держались в строжайшей тайне, и об этом нигде в открытую нельзя было говорить. На это официантка ответила, что в Феодосии многие знают о посадке самолета на корабль".

В вахтенном журнале крейсера "Москва" была сделана надпись "День рождения палубной авиации".

Генерал-майор авиации в отставке  Юрий ЗВЕРЕВ, заместитель командующего ВВС ЧФ отмечал "...океанский ВМФ, морская авиация обеспечивали надёжность безопасности страны и паритет СССР и США на море, а проводимые в "либеральной" России "военные реформы", с ликвидацией МРА, ПЛА, РА, палубной авиации и развивающегося авианесущего флота остановили развитие военно-морского искусства на многие годы и нарушили баланс сил в Мировом океане".
Tags: Авиация, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments