Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

В этот день много лет назад

6 ноября 1935 под поднялся в воздух истребитель Хоукер "Харрикейн". Самолет оказался своевременным и востребованным. Повоевал в т.ч. и в составе советской авиации.

30 августа 1941 года Уинстон Черчилль предложил Сталину в рамках программы военной помощи поставить 200 истребителей типа «Харрикейн». В общей сложности, в СССР были отправлены 3092 «Харрикейна» и 2834 из них использовались в полках военной авиации. Было доставлено, по меньшей мере, 210 «Харрикейнов» IIА, 1557 «Харрикейнов» II В, 1009 IIС, 60 IID и 30 «Харрикейнов» IV.

1

Hurricane Mk.IIb 22-й Запасной авиационный полк. Учебный центр в Кинишме, март 1942 г. Исходный британский камуфляж изменен - поля песочного цвета перекрашены в зеленый, серийный номер закрашен.

На "Харрикейнах"  несколько месяцев действовала 235-я истребительная дивизия. Он включала 191-й, 436-й и 46-й истребительные авиаполки, оснащенные только «Харрикейнами». В составе 235-й дивизии они вступили в дело в июне 1942 г. За первую неделю боев дивизия записала на свой счет 29 сбитых вражеских самолетов. За июль дивизия потеряла 17 «Харрикейнов», сбив вдвое большее число немецких самолетов.


191-й ИАП был перевооружен на "Харрикейны" еще  в январе 1942 г. В феврале 1942 г. полк воевал в районе Великие Луки-Торпец. В полку собственными силами самолёты оснастили направляющими для РС. 14.02.1942 года в районе Великих Лук был сбит и погиб новый командир 1 группы истребительной эскадры JG 54 «Зелёное сердце» гауптман Франц Эккерле (62 победы). Из четырёх «мессеров» эскадры, участвовавших в этот день в бою с «харрикейнами» полка, ни один не возвратился на свой аэродром. Немцы признают  в этот день было потеряными только 2 самолёта, причём в сражении с бипланами, при этом наши потери составили 5 самолётов.В конце февраля 1942 г. полк передислоцирован в Москву.  Там "Харрикейны" перевооружили пушками ШВАК.

2

Hurricane Mk.IIb Самолет полностью окрашен в черный цвет, опознавательные знаки RAF закрашены зеленой краской. Самолет из неизвестного полка ПВО.

С середины марта 191-й ИАП воевал в составе  4-й ударной армии и в течение месяца полк совершил 138 боевых вылетов, но провёл лишь 8 боёв. Менее чем за месяц  191-й ИАП потерял 11 самолётов из 20, в основном, в лётных происшествиях.  В начале апреля полк убыл на доукомплектование.

22.05.1942 полк вошёл в состав 235-й истребительной дивизии. С июня 1942 г.  вёл боевые действия в полосе  Юго-Западного фронта. Произвёл 491 боевой вылет и провёл 112 воздушных боёв, в которых лётчики полка сбили 15 самолётов противника. Свои потери, в том числе небоевые, составили 13 «Харрикейнов».  18 июля выведен на переформирование и перевооружение на истребители Р-40. В этот период из состава полка в другие части убыли почти все пилоты и большая часть техсостава. Практически полк формировался заново.

46-й полк получил "Харрикейны" в мае 1942 г. Действовал на дальних подступах к Сталинграду,В ожесточенных боях потерял практически всю материальную часть. В конце июля 1942 года в полку осталось 4-5 самолётов,  и  он выведен на переформирование. Полк получил на вооружение истребители Р-40.

3

Hurricane Mk.IIb 157-й ИАП Пилот - капитан Овчаров. 13-го августа 1942 г. Овчаров на этой машине сбил оберлейтенанта Эрнста Вейсмана из IV/JG 51. Немецкий ас, на счету которого было 69 побед - погиб. Самолет несет советский вариант вооружения.
Дольше всего на фронте продержался 436-й истребительный авиаполк. Этому способствовала передача материальной части двух вышеупомянутых полков. 22 августа и его вывели на переформирование. В октябре 1942 г. перевооружен истребителями Р-40 "Киттихаук".В 1943-45 годах полк воевал на Р-39 "Аэрокобра".

Отмечу, что зимой 1941-42 гг., когда «Харрикейны» стали поступать в авиацию СССР,  они уже были устаревшими машинами.  Однако, по сравнению с И-15 или подобными альтернативами, «Харрикейн» был чудом современной авиации.  Но с появлением новых советских самолётов отставание"Харрикейнов" стало ещё более заметным. Недостаточные скорость и скороподъемность заставляли советских летчиков выполнять только горизонтальные маневры. Часто подразделения «Харрикейнов» вставали в оборонительный круг, едва завидев истребители противника, даже не пытаясь атаковать. В 1942 г. почти 8% общих потерь самолетов составляли «Харрикейны», хотя этот тип составлял менее 5% общего парка самолетов.

С конца 1942 г.  основными пользователями «Харрикейнов»  стали части ПВО. Если на 1 июля 1943 г. в ПВО было 495 «Харрикейнов», то на 1 июня 1944 г. -уже 711. Они прослужили там всю войну, на их боевом счету 252 самолёта врага.

Tags: Авиация, Великая Отечественная война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments