Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Category:

Звездный час истребителей IAR-80/81.

10 июня 1944-го более сотни Lightning P-38J из 1-й и 82-й истребительных авиагрупп 15-й Воздушной армии ВВС США взяли курс на аэродром Попешты-Леордены. Атаку на румынский аэродром американцы выполняли и раньше, но им никак не удавалось застать истребители с желтыми крестами на крыльях врасплох. Очередное нападение назначили на  утро, и взлетевшие с итальянских баз Lightning планировали достичь Бухареста к 8 часам утра. Точно по расчету соединение P-38J вышло на цель на небольшой высоте, считая себя необнаруженным. Но еще на подлете группа была засечена радаром, и для румын это не стало неожиданностью.
1
Истребитель IAR-81C командира 6-й истребительной авиагруппы Дана Византи.
На аэродроме базировалось тридцать восемь IAR-81C, 26 из них были боеготовыми. По тревоге все три эскадрильи (58-я, 61-я и 62-я) 6-й истребительной группы (позывной Париж) ВВС Румынии поднялись в воздух и со стороны солнца атаковали американские самолеты. Пилоты Lightning  надеялись на внезапность, но все получилось наоборот. Американцы, пересекая границу аэродрома, еще не знали, что румынские истребители уже в воздухе, и продолжали высматривать цели на земле. Лишь только когда крылья и фюзеляжи их  Lightning  стали прошивать очереди снарядов с IAR-81C, американцы осознали свое катастрофическое положение, но было уже поздно. Румынские летчики превосходно использовали преимущество в высоте и внезапности и сбили 24 P-38J, потеряв при этом лишь три машины. Из них два румынских истребителя столкнулись друг с другом.

Надо сказать, что успехи румынских пилотов несколько ниже заявленных.  В бою приняли участие и   I./JG 53 и 2./JG 77 (им зачли 6 машин) и зенитная артиллерия. Американцы заявили  23 побед, хотя румыны и немцы  сообщили, что только один самолет потеряли в этот день.
2
IAR-81C Escadrila 62, Grupul 6 Vanatoare Пилот - командир 62-й эскадрильи Lt.av. Мирцеа Думетреску. 10-го июня 1944 г. он сбил на этом самолете два американских P-38 Lightning. Белый треугольник на фюзеляже обозначает машину командира эскадрильи. Олененок Бемби - эмблема 6-й истребительной группы. http://wp.scn.ru
Командир 6-й истребительной авиагруппы Дан Византи оставил следующее описание этого боя: «В этот день  я был в 1500 м над уровнем моря во главе группы, я услышал в наушниках голос "Внимание Париж, Париж,  индейцы над гнездом." Я узнал его голос сразу - Траян Гаврилиу авианаводчик района Попешты-Леордены.

Тогда  я увидел  идущие на очень низкой высоте,  волна за волной группы истребителей Lightning, которые летели с востока (они, как правило прилетали с запада) непосредственно на наш аэродром.  Немедленно и без колебаний я приказал по радио: "Париж Париж 1, 2, 3 (мои эскадрильи) атака, следуйте за мной!".

Наша атака было полной неожиданностью для пилотов Lightning. Стремительно мы все бросились на Lightning, которые в это время готовились уничтожить нас на земле. Наша первая атака была решающей, нам повезло с самого первого момента, т. к. был сбит командир группы, который  оказался  единственным американским выжившим пилотом из сбитых.

Наша атака была настолько быстра, что ни один из 100 Lightning не смог открыть огонь по нашим самолетам на земле. В этом бою пилоты легко отличали с одной стороны двухбалочный фюзеляж самолета  Lightning и, с другой стороны IAR 80.
3
IAR-81C Escadrila 62, Grupul 6 Vanatoare Пилот - лейтенант Ианкулеску Евген. 10-го июня 1944 г. он сбил на этом самолете P-38 Lightning
Большая трудность этого боя была связана с малой высотой, схватка произошла на высоте до 200 метров и на ограниченном пространстве было несколько десятков самолетов. После первой атаки, все перемешалось и наша главная забота в том, чтобы избежать столкновений в этом вихре, в котором  когда мы оказывались лоб в лоб, то сближались на скорости  превышающей 1000 км / час.

Ошеломленные потерей командира и нескольких самолетов,  американцы пыталась уйти встав оборонительный круг.

В тот момент я еще раз оценил  с гордостью: мужество, преданность, исключительную подготовку своих пилотов и необычайную маневренность IAR-80, с которыми высотные Lightning не могли эффективно бороться на высоте, на которой  произошел бой.

Технический персонал, остался ошеломлен быстротой нападения. Точно так же и крестьяне , работники на заводе в окрестностях аэродрома, все были зрителями и свидетелями этого кровавого сражения в блеске летнего солнца, шумов от взрывов, грома пушек и рева  двигателей, в то время как подымались столбы дыма от упавших самолетов.

Затем все стихло. Этот впечатляющий  бой длился 12 минут, 12 минут жутких долгих минут для одних и  невероятно коротких для других. Так закончился один из самых важных воздушных боев Второй мировой войны, по крайней мере  на юго-востоке Европы.
3
IAR-81C Escadrila 62, Grupul 6 Vanatoare Пилот - лейтенант Николае Лимбург (был сбит на этом самолете).
В непосредственной близости от аэродрома Попешти-Леордени были найдены 24 американских самолетов. К сожалению, как я уже говорил выше, только один пилот выжил из сбитых американских летчиков. Командира группы, которому удалось покинуть самолет до взрыва после вынужденной посадки.

После посадки, после получения первых моментов триумфа и эйфории после объятий и слез радости и эмоций, я имел боль, так как увидел, что трое из наших товарищей погибли. Мы также обнаружили, как наши самолеты получили  многочисленные повреждения. Однако, к нашему удивлению, хотя пробитые пулями, все они вернулись на базу в хорошем состоянии.

Я сам был поражен, увидев, что мой самолет  среди многих других пробоин получил 12,7 мм пулю, которая пройдя через ветровое стекло прошила пилотскую кабину. Траектория пули должна была  пройти через мою голову, и мы были все не в состоянии объяснить, каким чудом я избежал ее.

Вскоре после боя, генерал Георгий Йонеску министр авиации в сопровождении Николая Динишиоту, заместителя министра национальной экономики, пришли поздравить нас и принесли нам  24 бутылки французского шампанского за 24 наших победы. Я получил три бутылки виски за 3 личных победы.

В то время, у меня на боевом счету были девять бомбардировщиков и три истребителя. В конце войны, мой счет составил 12  американских бомбардировщиков. (не говоря уже о моих победах над советскими пилотами)".

Подводя итог отмечу, что  и к моменту  последней встречи с ВВС США  3 июля 1944 года, пилоты 6-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии  заявили 87 подтвержденных и десять неподтвержденных побед. В свою очередь IAR-80/81 понесли жестокие потери. Три группы летавшие на них (1-й, 2-й и 6-й) в срок менее четырех месяцев - известный как "американская кампания" — потеряли 32 пилотов в боях, в том числе 11 асов. Эти потери превысили число жертв, понесенных в предыдущие два с половиной года борьбы против СССР . Из-за тяжелых потерь, все подразделения летавшие на IAR 80/81 были выведены из боев против американцев в июле 1944 года и начали перевооружаться на  более современные Bf 109G-6.
Tags: Авиация, Вторая мировая война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments