Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Орлята Мао над Кореей.

В небе Кореи МиГ-15 использовали не только советские летчики. Свою лепту внесли и ВВС Китая и Северной Кореи (так называемая Объединенная Воздушная армия). Китайцы неоднократно запрашивали руководство СССР по поставке современных истребителей. Советское руководство озабоченное усилением своих ВВС и ПВО первоначально не горело желанием исполнять просьбы. Только осенью 50 года первые МиГ-15 появились в ВВС Китая. Вскоре китайцы опробовали их в деле. 3.12.1950 командующий ВВС НОАК предложил Мао план участия авиации в боевых действиях.
1
MiG-15 bis, Пилот Zhao Baotong, 3-я истребительная авиадивизия , Корея, 1952
4 декабря план был утвержден и началась подготовка 28-го истребительного авиаполка.  21.12.1950  28-й ИАП перелетел на авиабазу Аньдун. Первые боевые вылеты китайцы совершали совместно с советскими летчиками, но из-за низкой слетанности  отставали при энергичных маневрах группы и самостоятельно возвращались на аэродром. Налет у китйских пилотов на МиГ-15 был немногим больше 15 часов, общий к 200. По сути не боеготовы.
Боевой дебют китайских МиГ-15 состоялся 21.01.1951 г.  Капитан Ли Хан открыл огонь по самолету опознанному как F-84, самолет засчитали сбитым. Через 8 дней он же  сбил еще один  F-84, но не засчитали.  2 марта 28-й ИАП покинул ТВД,  Китайцы совершили 145 вылетов сбив 1 и повредив 2  самолета противника. Свои боевые потери 2 МиГ-15, 3 погибли в катастрофах.
С весны СССР начал активно поставлять МиГ-15 китайцам. По первоначальному замыслу Сталина китайцы должны были сменить советские авиачасти. Уже в мае 51 года ВВС НОАК имели 12 истребительных, 2 штурмовых, 3 бомбардировочных и транспортную авиадивизии. На 10 июня  в Китае было 358 МиГ-15, еще 378 готовилось к срочной отправке из авиачастей 24 ВА и ПВО. К концу года в Китае находилось 800 МиГ-15бис и 200 МиГ-15. Однако на практике наличие такой армады не привело  к реализации плана Сталина. Советским ВВС пришлось воевать до конца войны.
Вернулись на войну китайские МиГ-15 осенью 1951 г.  12 сентября на авиабазу Аньдун прибыла 4-я истребительная авиадивизия. Китайцы учли слабую подготовку большинства своих летчиков, поэтому в боевые действия вводились осторожно и постепенно. Как и в первый раз они действовали совместно с советскими летчиками. Однако языковой барьер весьма мешал взаимодействию и китайцам нарезали свои участки.
2
MiG-15bis пилот  Wang Hai 3-я истребительная авиадивизия лето  1953
25 сентября группа из 16 МиГ-15 была поднята  для отражения налета 112 вражеских самолетов на Синыйджу. Часть атаковала ударные самолеты, другая сковала группу прикрытия. Более опытные пилоты "Сейбров" контратаковали китайцев.Те потеряли строй и стали беспорядочно выходить из боя.  Был сбит один МиГ-15 (американцы засчитали себе 5 МиГ-15) и один "Сейбр". 4-я ИАД покинула ТВД 19 октября. За 38 дней боев летчиками дивизии выполнено 508 вылетов и проведено 8 боев. Заявлено о уничтожении 20 самолетов противника, при потере 14 МиГ-15 и 4 летчиков.
Их сменила 3-я иад ВВС НОАК. 20.10.1951 года 50 истребителей МиГ-15 дивизии перебазировались на аэродром Аньдун. Через две недели - 4.11.1951 летчики дивизии провели первый воздушный бой. За период с 21 октября 1951  года по 14 января 1952 года самолеты дивизии совершили 2391 боевой вылет, провели 23 воздушных боя и сбили 55 самолетов противника (еще 9 повреждены). Свои потери составили 21 МиГ-15 и 6 летчиков.
Маршал Василевский докладывал 14 апреля 1952 г.: "китайцы, имея в этом районе 5 истребительных дивизий очень осторожно их используют, главным образом против Ф-80 и Ф-84, а с американскими самолетами Ф-86 в бой как правило не вступают. Корейская авиация на МиГ-15 вообще не действует, имея запрет своего правительства. Таким образом из имеющихся в районе Мукден-Аньдун 10 дивизий против американской авиации фактически действую только 2 наши дивизии, вследствии чего американцы в боях имеют, как правило, численный перевес и наши летчики вынуждены действовать в очень невыгодных для себя условиях".
Общий итог действий ВВС НОАК: совершено 26491 боевых вылетов, проведено 366 боев, сбито 330 самолетов противника (в т.ч. 211 Ф-86), еще 95 повреждено. Потери составили 231 самолет (224 МиГ-15, 3 Ла-11 и 4 Ту-2), погибло 116 членов экипажей
Самые результативные китайские пилоты.
1. Зао Баотон (Zhao Baotong, 7 побед + 2 повреждённых);
2. Ван Хай (Wang Hai, 9 побед);
3. Зан Фан (Zhang Fan,  5 побед, погиб);
4. Сан Шеньлу (Sun Shenglu, 6 побед + 1 повреждённый, погиб)
Tags: Авиация, Китай
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments