Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

"Историки" и источники

Оригинал взят у paul_atrydes в "Историки" и источники
Недавно вышла книга Г. В. Лукьянова "Накануне 22 июня. Был ли готов Советский Союз к войне?" (М.: Вече, 2015). После просмотра она была отнесена к категории «Про 1941 г. купят любую хрень» (с) А. Исаев.

Однако, зацепил меня один абзац (С. 27-28):

«Удар по Таранто послужил вдохновением и основой планирования операции японцев в Перл-Харбор, которую они буквально по той же схеме, но с большим размахом успешно осуществили через год (07 декабря 1941 года). Для изучения всех обстоятельств налета британской авиации на базу Таранто правительство Японии направило в Италию специальную делегацию, которая тщательно изучила все обстоятельства разгрома итальянского флота и подготовила подробные отчетные документы. Что же до Советского Союза, то, судя по имеющимся материалам, сталинские соколы не только не изучили опыт этого беспрецедентного налета, но ничего о нем даже не узнали».

По каким материалам судил Геннадий Викторович, сложно сказать. Довольно куцая библиография (91 наименование, причём зачастую не книг, а статей, и даже видеоматериалов из интернета) не позволяет сделать вывод о массе перелопаченных источников. По крайней мере до профильных периодических изданий того времени он не добрался. А зря...

Уже 13 ноября 1940 года в "Красной звезде" (№ 265) появляется сообщение от итальянского агентства Стефани о налёте английской авиации на Таранто. Признан серьёзно повреждённым один линкор и заявлено о сбитии 6 неприятельских самолётов. На следующий день опубликована уже английская версия событий от агентства Рейтер (пересказ коммюнике английского морского министерства). В ней результаты удара значительно выше - выведены из строя один линкор класса "Литторио" и два - класса "Кавур"; также повреждены два крейсера и два вспомогательных судна. Итальянцы пока ещё опровергают эти результаты и настаивают, что «серьезно поврежден лишь один итальянский корабль, причем человеческих жертв не было». (Итальянское опровержение // Красная звезда. 1940. 14 ноября (№ 266)).

15 ноября опубликовано подтверждение английских успехов от американского агенства Ассошиэйтед Пресс, а 24 ноября, в обзоре "Военные действия за неделю" уже, можно сказать, официально признана английская версия:

«В ночь на 12 ноября английская морская авиация подвергла интенсивной бомбардировке итальянские военные корабли в Таранто. В результате налета три итальянских линкора получили повреждения. Таким образом из 6 кораблей этого класса, которыми располагал итальянский военно-морской флот, половина временно выведена из строя. Это обстоятельство еще больше увеличивает преимущество английских военно-морских сил в Средиземном море».

От газет перейдём к журналам. В журнале Главного управления ВВС КА "Вестник воздушного флота" первое краткое упоминание о налёте на Таранто появляется в статье г.-м. авиации П. П. Юсупова "Самостоятельные операции военно-воздушных сил (По опыту войны на Западе)" (ВВФ. 1941. С. 16). Значительно развёрнутее тема налёта была затронута в статье полковника Н. Николина "Действия авиации против морского флота" (ВВФ. 1941. № 5. С. 412-413). Слайды из статьи:





В статье г.-м. авиации П. П. Квадэ "Некоторые вопросы взаимодействия военно-воздушных сил с морским флотом" (ВВФ. 1941. № 6) снова обращаются к теме налёта на Таранто. Помимо указания наряда английских воздушных сил (завышенного - "около 100 английских самолетов-бомбардировщиков и торпедоносцев") из нового была опубликована схема налёта:



Как видим, "сталинские соколы" вполне себе были в курсе. "Полундра в тельняшках" тоже не отставала. Главный печатный орган наркомата ВМФ "Морской сборник" упоминает об этом налёте в следующих статьях:

Тыминский Н. А. Война на море (Обзор за июнь-ноябрь 1940 г.) (МС. 1941. № 1. С. 125-126);
Хроника событий (МС. 1941. № 1. С. 151, 153);
М. Н. Защита боевых кораблей по опыту второй империалистической войны (МС. 1941. № 2. С. 45);
Никулин К. Н. Торпедоносная авиация в современной войне на море (МС. 1941. № 4. С. 15-16);
Чернышев В. Ф. Из опыта боевой деятельности надводных кораблей (МС. 1941. № 5. С. 7, 9).

Вывод из всего этого довольно прозаичный - не относитесь наплевательски к источникам. Если вы чего-то не нашли за пять минут в гугло-яндексе, то это не значит, что этого не было.
Tags: История, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments