Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Category:

По поводу автомобилизации РККА перед ВОВ

Утянуто с ВИФ2НЕ. Автор коллега Пауль.
В соответствии с МП-41 по штатам военного времени требовалось 42 454 легковых, 423 356 грузовых и 129 411 специальных машин (всего 595 221). В наличие имелось на 1.1.41 - 12 599 легковых, 155 801 грузовых и 45 467 специальных (213 867). Разницу планировали частично покрыть изъятием из народного хозяйства 27713 легковых, 231 838 грузовых и 43 919 специальных машин (303 407).

К началу войны в КА было 272,6 тыс. автомобилей, из них 257,8 тыс. грузовых и специальных и 14,8 тысяч легковых машин. Т.е. при выполнении плана изъятия из н/х укомплектованность составит 96,7%. В реальности же в течение 41 года в КА попало 206,6 тыс. машин, в т.ч. 37,3 тыс. нового производства (в основном это были грузовые и спец. машины, т.к. количество легковых машин увеличилось к 1.01.42 незначительно – с 14,8 тыс. до 17,9 тыс.). Без учета новых машин в КА могло быть 438,8 тыс. машин (включая легковые), или 73,7% укомплектованности. Для сравнения на 1.01.44 укомплектованность составляла 72,5%, на 1.01.45 – 76,3%.

gaz-aa_10
ГАЗ-АА производства 1943.
В целом можно сказать, что укомплектованность автомашинами в случае своевременно проведенной мобилизации была бы удовлетворительной. В связи с этим фраза А.Исаева из "ОДДР" "То есть 20 механизированных мехкорпусов требовали 103 тыс. автомобилей. Для СССР цифра, прямо скажем, фантастическая." выглядит преувеличением. Для СССР эта цифра была вполне по силам. Конечно, при отказе от формирования этих новых мехкорпусов ситуация была бы еще лучше.

В то же время в немецких войсках ситуация с транспортом была не столь радужна как это обычно представляется.Общеизвестное число 500 тыс. колесных машин в сухопутных войсках армии вторжения обычно вопринимают как 500 тыс. грузовиков, хотя на деле это число включает себя и легковые машины и мотоциклы, которых только в дивизиях по штату было св. 160 тыс., а всего не менее 200 тыс. Т.е. по грузовикам отмобилизованная немецкая армия не намного превосходила неотмобилизованную КА и уступала бы отмобилизованной в 1,3 раза. Можно порассуждать, какая часть немецких грузовиков составляли 3-тонники, но сначала дам некоторые числа. По данным Освальда в течение 1937-44 гг. в Германии было призведено ок. 245 тыс. таких грузовиков. В СССР за сравнимый период (1934 - 1-я пол. 1941) - 325 тыс. ЗИС-5.

Причем за 1,5 года до вторжения ситуация в вермахте была весьма печальной. Гальдер в феврале 40-го плачется, что поставки новых грузовиков (1 тыс. в месяц) не покрывает естественный износ (ок. 2% от 120 тыс. имеющихся в сухопутных войсках) и надеется на передачу 16 тыс. из гражданского сектора. Для сравнения КА в ходе сентябрьских БУС получает 117 тыс. машин к имеющимся 130-140 тыс. (расчетно). Имея перед глазами данные немецкого автомобилестроения,

Opel-Blitz-1944
Опель-Блиц.
Германия

1928 - 108 029 легковых; 41 104 автобусов, пикапов (Lieferwagen), грузовых и тягачей (Schlepper).
1929 - 96 161 легковых; 31 577 автобусов, пикапов, грузовых; 5 928 тягачей
1932 - 43 430; 8 234; 1 593
1933 - 92 160; 13 261; 3 168
1934 - 147 330; 27 325; 4 968
1935 - 205 092; 41 528; 8 494
1936 - 244 289; 57 312; 12 864
1937 - 269 005; 62 404; 18 025
1938 - 274 849; 63 470; 27 915

Источник - Statistisches Handbuch von Deutschland 1928-1944. Franz Ehrenwirth-Verlag Munchen, 1949. Стр. 301.

1939 - 102 тыс. грузовых (а также, очевидно, автобусов, пикапов и тягачей).
1940-41 - по 70-80 тыс.

Источник - В.Освальд "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг.". М., 2002, стр. 182

Наличие на 1938 г.
легковых - 1 272 тыс.
автобусов - 18,4 тыс.
грузовых - 383,4 тыс.

Наличие на 1939 г.
легковых - 1 426,7 тыс.
автобусов - 21,9 тыс.
грузовых - 420,3 тыс.

Statistisches Handbuch, стр. 371-372

Рено-AHN
Рено-AHN
СССР

1932 - 34 легковых; 23 748 грузовых; 97 автобусов
1933 - 10259; 39101; 350
1934 - 17110; 54572; 755
1935 - 18969; 76854; 893
1936 - 3679; 131546; 1263
1937 - 18250; 180339; 1268
1938 - 26986; 182373; 1755
1939 - 19647; 178769; 3271
1940 - 5511; 135958; 3921
1941 - 5472; 114677; 4027

Источник:
http://www.xenoid.ru/tehn_encikl/auto/information/1-160.php
http://www.xenoid.ru/tehn_encikl/auto/information/1-173.php

этому уже не удивляешься.

Ситуация улучшилась только после падения Франции когда за счет трофеев, текущего французского производства (этим были оснащены 92 дивизии, в т.ч. 1 танковая и 3 мотопехотные) и улучшения показателей собственного автомобилестроения (увеличились поставки резины/каучука и стали) удалось добиться вышеописанных чисел.
Tags: Автомобили, Великая Отечественная война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments