Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

В этот день много лет назад

в 1788 году в районе острова Гогланд (Финский залив) произошло сражение между шведской эскадрой герцога Карла Сёдерманландского и русской адмирала Грейга. Против 17 русских линейных кораблей шведы ввели в бой 15 линейных кораблей и 8 больших фрегатов (1300 шведских пушек против 1450 у русских).

В начале боя  из-за ошибок ряда командиров линкоров Грейг и Козлянинов оказались против трехкратно превосходившего в линкорах противника,  через пару часов  превосходство шведов сократилось до двукратного.  Два головных русских линкора оказались в хвосте линии, и головные шведские ЛК противника не имели.  Однако шведы всем этим не воспользовались, ведя бой оставаясь в линии.
К 6.30 флагман герцога Карла «Густав III», получив тяжелые повреждения в поединке с флагманом Грейга «Ростиславом», был выведен из линии на буксире,  в строй он больше не вернулся.  Шведы для того чтобы увеличить дистанцию боя начали менять галс,  ЛК «Васа» был тяжело поврежден и чуть не угодил в плен, но был отбит кораблями «Аран» и «Фадернесландет». Капитан «Васа» граф Горн был смертельно ранен, но успел сказать своему лейтенанту: «Ты мне перед Богом ответишь, если сдашься неприятелю».
В ходе боя русский линейный корабль «Владислав» оказался между кораблями шведов, и, не получив поддержки, вынужден был сдаться после ожесточенного боя. В свою очередь русские принудили к сдаче шведский корабль «Принц Густав».Вместе с «Принцем Густавом» близок к сдаче был и «Конунг Адольф Фредрик», который все же отбили другие шведские корабли.

Русские понесли большие потери в личном составе, но нанесли значительные повреждения кораблям противника. Шведы отошли, что означало крушение шведского плана войны — нанесение быстрого удара по неподготовленным к войне русским морским и сухопутным силам с захватом Петербурга.

За то, что в начале боя самовольно повернули на другой галс, оставили свои места в линии, отошли от неприятеля, не оказали помощи «Владиславу» и больше не вступали в сражение, адмирал С. К. Грейг снял командиров кораблей «Дерись», «Иоанн Богослов», «Память Евстафия» — С. Г. Коковцева, С. А. Вальронта и А. Г. Баранова, отдал под суд и заменил их другими офицерами.

Ал. Соколов, Гогландское сражение, статья в «Мор. Сб.», № 5, 1849 г.
«…Первый корабль «Болеслав» вскоре поворотило по ветру (от повреждений), и он прошел между обеих линий и привел к ветру на прежний галс в арьергардии. 2-й корабль «Иоанн Богослов» через полчаса боя получил подводную пробоину, вода поднялась на 45 дюймов, многие снасти были перебиты, и он кинулся к ветру. Был послан катер – забуксировать нос, но вскоре он был разбит ядрами, другие гребные – тоже повреждены; он сам собою поворотился против ветра ниже других, миновав ближайшего «Всеслава», он все же поднялся к ветру выше своей линии и около часа оставался на этом галсе, вне выстрелов, так как, как говорил капитан, поворотить против ветра не мог, а для поворота по ветру – тесно, и - встретил шведский корабль и, положив грот-марсель на стеньгу, стал с ним биться на противных галсах. Было весьма тихо (Командир, капитан Валронт, был обвинен в том, что, выйдя на ветер своей линии, не прибавлял парусов (имея одни марсели), почему и не мог выйти на простор, где можно поворотить; показание же его о битве на разных галсах, будто бы продолжавшейся до самого окончания дела, не принято за вероятное. Суд приговорил Валронта к смертной казни, а по конфирмации (конфирмации по этим делам подписывала сама Екатерина) он написан в наши матросы (без выслуги, в ЧФ).
Третий корабль, «Всеслав», по уходе передних двух, бился с тремя неприятельскими кораблями, перед концом битвы принудил их спуститься, и сам, имея большие повреждения, выбуксировался за линию, к арьергардии.
Адмирал, бывший на корабле «Ростислав», в кордебаталии, сначала дрался с генерал-адмиральским кораблем, но через полчаса, будучи осаживаем «Мстиславом», который все пятился назад, наполнил грот-марсель, взял луф (вышел на ветер) и, обойдя два передние его корабля, вступил в линию между кораблями «Петр» и «Елена».
Переходим к арьергардии: самый задний корабль, «Дерись», еще не дойдя на выстрел, из опасения быть поставленным в два огня, поворотил на другой галс и вовсе не участвовал в битве (Командир этого корабля, капитан Коковцев, за это и за то, что не подал помощи кораблю «Владислав», был разжалован в матросы навечно (это – по конфирмации, а по суду сперва – к «лишению живота»). Второй с зада, «Память Евстафия», два часа дрался против трех кораблей, но, имея много подводных пробоин, отчего вода возвысилась до 60 дюймов, и значительные повреждения в вооружении, тоже вышел за линию (Командир, капитан Баранов, обвиненный в том, что не испытывал средств заделать пробоины на месте битвы, - впрочем не считая это упущение важным, ибо нашлись три пробоины, которых не было никакой возможности заделать на месте, - по суду приговорен к разжалованию в рядовые на месяц, а по конфирмации выключен из службы с тем, чтобы впредь никуда не принимать). Корабль «Владислав», более всех других потерпевший от повреждений, совсем упал под ветр, был обстреливаем с носу, с кормы и с бортов; и только в 10 часу вечера, имея убитыми и ранеными 257 человек, капитан Берх, по совету с офицерами, решился сдаться. Бывший в крюйт-камере у раздачи картузов, мичман Смирнов, имел в готовности бочку пороху и зажженный фитиль, чтобы взорваться, если прикажут, но капитан пожалел бесплодно губить людей. Команда была на все готова. Когда ей объявили о намерении сдаться, отвечала единогласно: «Отец наш, делай, что хочешь, мы отдаемся тебе в полную власть!». (Рапорт Берха, при сем прилагаемый (в конце). (Берх по суду был оправдан).
Tags: История, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal