Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Category:

46 ШАП - книга

Оригинал взят у igor_ktb в 46 ШАП - книга
А. Скробач. "Без страха и упрека"

Обойти вниманием эту книгу я не мог. Во-первых, тема боевых действий над и на море на Севере мне весьма близка и изучается очень плотно уже несколько лет. Во-вторых, автор мне не чужой, как-никак, написали вместе труд на схожую тему. В принципе, я бы тоже мог поучаствовать в описании боевого пути 46 ШАП, однако не сложилось. Теперь я смог прочесть данную работу, и изложить мыли насчет нее. Возможно, в силу наших натянутых отношений с Александром, в чем-то буду предвзят, но куда деваться, таков человек.
Чисто внешне книга выглядит солидно, текст внутри с хорошей по нашим временам редактурой, почти без ошибок. Фотографии неплохо смотрятся. Начнем с них, пожалуй.
Из тиража в 500 штук три сотни пошло родственникам людей, воевавших в полку. Видимо, по этим соображениям там 28 огромных, в страницу величиной фотографий. Понятно с точки зрения книги памяти, но в историческом плане, если бы фотки размещали штуки по 4 на страницу, было бы гораздо логичнее. Причем, групповые фото все без исключения в два раза меньше. Фотографий самолетов полка в чистом виде нет совсем, возможно, не сохранились. Есть пяток таких, где самолеты на заднем плане, где-нибудь в углу. Зато есть фотка, где главный герой - немецкая "рама"!
Сэкономленное на фотографиях место можно было бы отдать под схемы атак. В реальности их всего две, причем про одну и ту же операцию 25 ноября. Неужели и схем в архивах нет? Вроде бы Александру предоставили огромные объемы разных документов. Не рисовали схем в 1943 году? Или просто это скучные детали, которые никому, по большому счету, не нужны?
В общем, лично мне гораздо интереснее, чем посмотреть фотографии, было почитать текст. К сожалению, черноморский период деятельности полка был совсем обойден вниманием (может быть и логично, ведь тогда он был не штурмовым и не ВВС СФ), но я надеялся узнать подробности. Не судьба.
Содержимое книги в основной части написано хорошо и, наверное, почти исчерпывающе, когда дело касается собственно 46 ШАП. Чуть хуже - когда автор пишет о ВВС СФ в целом или про другие подразделения. Упускает из виду какие-то факты, не приводит номера полков истребителей, но это так, по мелочи. Главный минус и большое разочарование - это сторона противника, которая в данной книге описана на слабую троечку, в лучшем случае. Помнится, когда книга была только в планах, у нас вышел спор, насколько полно надо иметь у себя немецкие документы, чтобы описать боевые действия штурмовиков. Я настаивал, что надо брать все по максимуму, но Александр был уверен, что хватит и вершков. В точности так он и поступил.
Морские документы представлены в единственном числе - КТВ Адмирала Полярного побережья. В источниках есть еще КТВ Морского командира Киркенеса, но это уловка: по тексту ясно видно, что Скробач его не читал. Такая же уловка, как мимолетное упоминание в тексте КТВ 12-й флотилии ОПЛ. При сравнении с реальным документом ясно, что практически ни один описанный в книге факт в КТВ не наличествует. Для чего тогда упоминать, чисто для пыли в глаза неискушенному читателю?
По сухопутным делам КТВ 19 ГЕК - это конечно хороший документ. Правда, для поддержки описаний с той стороны атак на порты и батареи Варангера надо бы иметь КТВ 210 ПД, которая несла гарнизонную службу в Финнмарке. Увы, эту дивизию автор даже не упомянул при рассказе о раскладе сил на Севере.
В течение всего повествования отсутствие флотильных КТВ очень сильно портит анализ атак и подсчет результатов. Например, автор книги не знает, что XXIV MAGGIO был поражен в камбуз РСом, а не снарядами пушек. В флотильных КТВ можно найти схемы атак, которые, при сопоставлении со схемами атак с советской стороны, могут иногда дать ответ на вопросы, кто же именно из летчиков добился попаданий.
С авиационной составляющей все еще хуже. С самого начала, когда автор приписывает к немецкой воздушной группировке части, на самом деле воевавшие на кандалакшинском направлении, там серьезные ошибки. В дальнейшем они возникают с завидным постоянством - что неудивительно, если обладаешь только списком потерь от генерал-квартирмейстера.
Наконец, третий бич книги - это названия и фамилии. Для чего нужно давать двойные названия судов, если ты не знаешь, как правильно транскрибировать его? Ограничься оригинальным! Но тут "Фалинфьорд" превращается в "Валсинфьорд", "Уленхорст" в "Ухленхорст", "Хедвиг" в "Хедвинг". Фамилиям немцев повезло еще меньше. Вряд ли родная мама узнала бы в Стеинле Хельмута Штайнле. Вспоминать про путаницу и разные названия географических объектов на этом фоне уже как-то излишне.
Что в итоге? Получилось нечто весьма противоречивое. Хорошо с одной стороны, плохо с другой. История 46 ШАП далеко не раскрыта из-за обилия грубых ошибок и нехватки данных с той стороны. Однобокость рекомендуется иметь в виду всем читателям, хотя прочесть книгу я бы все-таки посоветовал.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments