Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Category:

Оценка танков Т-34-85 по итогам операции "Багратион"

Из крайней книги А. Исаева.

Поскольку в ходе Бобруйской операции 1-го Белорусского фронта достаточно широко применялись новые танки Т-34-85, более 400 единиц, будет полезно сказать несколько слов об оценке этих машин по итогам боев.

Танк Т-34-85 2 гв. ТК
Танки Т-34-85 2-го Гвардейского Тацинского танкового корпуса.

В отчете управления командующего БТ и МВ 1-го БФ указывалось, что выход из строя танков Т-34-85 по техническим причинам был невелик. Более того, отмечалось, что «одним из самых надежных агрегатов танка Т-34 оказался двигатель, снабженный воздухоочистителями «Мультициклон» Несмотря на то что при пробеге до 1000 км обслуживание двигателей проводилось ненормально, а марши в ходе преследования противника были напряженными, двигатели танков Т-34-85 работали безотказно. В этом отношении ситуация с 1941 г. изменилась радикально. Также высоко оценивалась надежность бортовых фрикционов и бортовых передач,. Напротив, главный фрикцион назван «одним из самых ненадежных агрегатов». КПП работала вполне надежно и в пределах гарантийного срока, отмечалось выкашивание зубьев шерстен после 1000-1200 км пробега. Невысоко оценивалась гусеничная лента, причем в качестве одной из главных причин ее износа указывалось гребневое зацепление, унаследованное от танков БТ. Неудивительно, что после войны предпочитали цевочное зацепление гусеницы.

Sturmgeschutz IV
Sturmgeschutz IV
Однако при общей высокой оценке надежности танка, его защищенность оценивалась невысоко: «Против применяемых противником противотанковых средств бронезащита танков Т-34-85 неудовлетворительна – свыше 90 % попаданий в танки дали пробоины либо проломы брони». Также в отчете управления БТ и МВ 1-го БФ указывалось, что 50 % попаданий в Т-34-85 приходятся на башню. О причинах этого был сделан следующий вывод: «Башни танков Т-34-85 и особенно башня КВ-122 очень велик в сравнении с корпусом танка. С лобовой части поражаемая поверхность башни Т-34-85 почти равна поражаемой поверхности корпуса».

Любопытно отметить, что из 11 сгоревших танков Т-34-85 в районе Титовки (9-й ТК) четыре машины были подбиты 88-мм снарядами с расстояния 1500-2000 метров. Поражение было идентифицировано советскими специалистами как нанесенное танком «Тигр», но достоверно известно, что «Тигров» на этом направлении у немцев не было. Вероятно, прорывающиеся из «котла» немецкие части использовали с дальних дистанций 88-мм противотанковые пушки ПАК-4. Остальные Т-34-85 под Титовкой были поражены 75-мм бронебойными снарядами с разных дистанций, очевидно, пушками штурмовых орудий и танков Pz. IV. Ни одна из безвозвратно потерянных под Титовкой машин не была поражена «фаустпатроном».

ПТО РАК-43
Противотанковое орудие PAK-43

По итогам боевого применения танков Т-34-85 9-гоТК также отмечалось: «Довольно часты случаи, когда попадание бронебойных 75-мм и 88-мм снарядов как в нишу башни, так и в лобовую часть башни вызывало взрыв снарядов, помещенных в башне танка Т-34-85». Соответственно рекомендовали убрать боекомплект из башни танка. Это просьба танкостроителями удовлетворена не была.

В целом можно констатировать, что танки Т-34-85 показали себя достаточно надежными машинами, пригодными для широкомасштабных наступательных операций. Именно такие танки были нужны для новых наступлений и прорывов. Была решена проблема «длинной руки», способной поражать немецкие танки на дальних дистанциях, но пределы модернизации «тридцатьчетверки» были уже практически исчерпаны. Радикального улучшения защищенности танка не предвиделось. Защитой становилась грамотная тактика. (А. Исаев. Операция «Багратион». Москва. 2014, с. 413-415)

Tags: Великая Отечественная война, История, Танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments