Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

«Большой флот» за горизонтом

Одни из самых длинных военных программ — кораблестроительные. Они порой затягиваются на десятилетия, и только после этого стороннему наблюдателю становится понятен облик задуманного на старте флота. Российскому флоту придется восстанавливать утраченные возможности и обретать новые в долгосрочном периоде, далеко за пределами 2020 года.

Средней ядовитости шутка среди любителей военной истории гласит: с XIX века повелось, что как только Россия собирается построить океанский «Большой флот», у нее тут же случаются крупные внутренние (или внешние) проблемы, не дающие этому флоту появиться на свет.
АПЛ К-329 «Северодвинск» проекта 885

Первая попытка была запущена в 1881 году 20-летней кораблестроительной программой, уточненной в 1895 году, финальная расширенная часть которой с 1898 года специально маркировалась замечанием «для нужд Дальнего Востока», потому что была призвана укрепить позиции империи на Тихом океане. Результаты этого грандиозного строительства почти в полном составе, кроме черноморских кораблей, были затоплены на порт-артурском рейде или ушли на дно Цусимского пролива.

Вторая попытка была порождена залихватским планированием военно-политического руководства СССР 30-х годов. «На Марс летим в этой пятилетке?» — иронично обыграли подобные настроения создатели фильма «Укрощение огня». Идея серийной постройки линкоров и иных тяжелых кораблей оборвалась сначала рефлекторными репрессиями авторов кораблестроительной программы при первых же трудностях, а потом и Великой Отечественной, закончившей на какое-то время увлечения Страны Советов большим флотом.

Между двумя этими заходами лежала грамотная попытка морского министра Григоровича восстановить перед Первой мировой войной флот, уничтоженный в Цусиме. Опираясь на деятельных офицеров японской войны, многие из которых к тому моменту уже доросли до высоких чинов, и прекрасных специалистов по кораблестроению, таких как А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов, В. П. Костенко и других, министр вернул Россию в число морских держав (насколько это было возможно в тех условиях). Во второй половине 1910-х годов судостроители уже рисовали на кульманах эскизы тяжелых артиллерийских кораблей с прицелом на постройку после Великой войны, однако две революции 1917 года и Гражданская опрокинули эти намерения.

Точно также не была «довинчена» и послевоенная программа строительства тяжелого флота, с линкорами и авианосцами, которую продвигал адмирал Николай Кузнецов. Принято отношение к этой программе как к нереалистичной, и на то есть существенные аргументы.

Как бы то ни было, опального Кузнецова сменил другой человек-символ — Сергей Горшков, с 1956 по 1985 годы без перерыва руководивший советскими морскими силами и военным кораблестроением. При Горшкове было развернуто

Read more...Collapse )
Tags: Флот
Subscribe

  • Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments