Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Как писать книги. О кораблях. Мнение realswat

На Цусиме опять битва. Пинак  и Сидоренко отбиваются от стай мосек!
Ну собственно что должно бытьв книге.
1. Хорошая книга по кораблям всегда помещает предмет исследования в определённый  контекст: стратегический, тактический, экономический и технологический. Часть идёт в начале ("История появления проекта"), часть - в конце ("Общая оценка проекта"), часть идёт в "основной части". Помещение в контекст подразумевает сравнение с предшественниками и современниками; описание ограничений, связанных с возможностями страны-производителя; оценку успешности решения конструкторами поставленных перед ними задач. Это отличает хорошую книгу от сопроводиловки для картонной модели.
2. Если речь идёт про авианосцы, то для них, как уже было сказано выше, главное - работа с самолётами. В связи с чем необходимо основное внимание уделять характеристикам корабля, связанным с решением трёх основных задач: обслуживание, взлёт и посадка самолётов. Понятно, что в описание входят размеры полётной палубы, ангаров, число/размеры подъёмников, аэрофинишёров и катапульт, если есть. При этом необходимо увязывать описание корабля с описанием самолётов - от этого не уйти. Сведения о размерах полётной палубы без связи с длиной разбега дадут немного, равно как и размеры лифтов без связи с габаритами самолётов (в частности, размерами при сложенных крыльях); неплохо бы увязывать запас авиабензина с заправкой конкретных самолётов.
3. В конечном итоге "выходными характеристиками" являются:
- число самолётов, которые можно разместить на палубе ("споттинг");
- темп размещения самолётов на палубе, промежуток между стартом первого, второго, третьего "споттингов";
- темп посадки самолётов (им определяется, в частности, резерв топлива, который должны иметь самолёты ударной группы - и, соответственно, эта величина определяет максимальную дистанцию удара).
Непосредственно связать всё это с числом лифтов или размерами полётной палубы очень сложно. В то же время разумным компромиссом представляется дополнение технических описаний подробностями практики работы авианосца: сколько взлётов/посадок самолётов было в той или иной операции, каков был размер "споттинга", как быстро удавалось его разместить на палубе, сколько времени занял приём самолётов и пр. Соответствующее описание работы авианосца позволит наполнить конкретным смыслом техническую часть. В противном случае описание аэрофинишёров или подъёмников остаётся примером пресловутой "заклёпкометрии", и не более того.

По описанию службы рискну предложить маленький например. Вот два варианта описания рейда на Петсамо и Киркенес, которые могли бы появиться в книге про "Фьюриес".

Вариант 1.

"…"Фьюриес" принял участие в одной из самых неудачных операций FAA - атаке на Петсамо и Киркенеса. Британское соединение, включавшее «Фьюриес», «Викториес», 2 крейсера и 6 эсминцев, должно было нанести удар силами палубных самолётов по немецкому судоходству на севере Норвегии. «Фьюриес» принял на борт 9 «Свордфишей» (812-я эскадрилья), 9 «Альбакоров» (817-я эскадрилья), 6 «Фулмаров» (800-я эскадрилья) и 4 «Си Харрикейна» (звено 800А), на «Викториес» базировались 20 «Альбакоров» (827-я и 828-я эскадрильи) и 12 «Фулмаров» (809-я эскадрилья).
Соединение прибыло в точку запуска самолётов около полудня 30 июля 1941 г. Спустя два с половиной часа к цели двигались ударные группы: 24 самолёта «Фьюриеса» (все «Свордфиши», «Альбакоры» и «Фулмары») должны были атаковать цели в Петсамо, 29 самолётов «Викториеса» («Альбакоры» и девять «Фулмаров») двигались к Киркенесу. Ещё 7 самолётов (4 «Си Харрикейна» и 3 «Фулмара») обеспечивали ПВО соединения.

Ключевым элементом успеха была внезапность – и этот элемент был утрачен в самом начале: немецкий самолёт-разведчик обнаружил соединение Р за несколько минут до старта самолётов. Кроме того, если самолёты «Фьюриеса» шли к цели на малой высоте, чтобы избежать обнаружения немецкими РЛС, истребители с «Викториеса» забрались высоко, да к тому же их пилоты нарушили радиомолчание.

Группа "Фюриеса" ещё на подходе к Петсамо потеряла один истребитель из-за неисправности двигателя. Сама атака была бесплодной. За неимением достойных целей для торпед (ими были вооружены по шесть «Свордфишей» и «Альбакорой», остальные несли бомбы) торпедоносцы атаковали деревянные причалы (которые несложно было отремонтировать) и небольшой пароход, который, возможно, оказался единственным потопленным в ходе операции судном. Бомбардировка цистерн с топливом (в ней приняли участие и «Фулмары», каждый из которых нёс по 4 20-фн бомбы) так же не имела серьёзных последствий. Над Петсамо оказалось несколько (2-4)  Bf.109, которым удалось сбить один «Альбакор» и один «Фулмар».

Между тем, над Киркенесом разыгралась настоящая трагедия. «Альбакоры» разделились на две группы: 827-я эскадрилья должна была атаковать цели в Лангфьёрде; топредоносцы 828-й направились к Холменграафьёрду. Целей пилоты увидели немногим больше, чем в Петсамо – а вот зениток и истребителей Люфтваффе было в достатке. По наблюдением британских пилотов, к отражению налёта немцы привлекли Bf.109, Bf.110 и даже Ju.87! В конечном итоге из 20 «Альбакоров» 11 были сбиты, а 8 – тяжело повреждены. Удивительно, но из 9 «Фулмаров» уцелели 7. Немцы потеряли два самолёта. Британцы зафиксировали несколько пожаров на атакованных транспортных судах, однако на самом деле атака, судя по всему, оказалась безрезультатной.

Ударные группы вернулись на свои авианосцы в пятом часу вечера, после чего соединение Р легло на обратный курс. Слабым утешением могли послужить события следующего дня, когда «Си Харрикейн» с «Фьюриеса» смог сбить приблизившийся к соединению Р Do.18."


Вариант 2.

"… "Фьюриес" принял участие в одной из самых неудачных операций FAA - атаке на Петсамо и Киркенес. Британское соединение, включавшее «Фьюриес», «Викториес», 2 крейсера и 6 эсминцев, должно было нанести удар силами палубных самолётов по немецкому судоходству на севере Норвегии. На «Викториес» базировались 20 «Альбакоров» (827-я и 828-я эскадрильи) и 12 «Фулмаров» (809-я эскадрилья).
«Фьюриес» принял «Свордфишей» (812-я эскадрилья), 9 «Альбакоров» (817-я эскадрилья), 6 «Фулмаров» (800-я эскадрилься), а так же  4 «Си Харрикейна» (звено 800А) – небольшие самолётоподъёмники «Викториеса» не позволяли спускать новейшие палубные истребители в ангар.

В точку запуска самолётов соединение прибыло около 12.00, следующие два часа прошли в приготовлениях к старту. На палубе «Фьриеса» был размещён первый «споттинг»: 4 «Си Харрикейна» и 9 «Свордфишей» (шесть с торпедами, остальные с бомбами). Кроме того, один «Альбакор» был размещён позади острова для того, чтобы уменьшить время подготовки второго  «споттинга». Около 13.40 с «Фьриеса» взелетела первая пара «Харрикейнов», назначенных в боевой воздушный патруль. Как раз в это время с британских кораблей заметили немецкий самолёт-разведчик, однако истребители не успели его перхватить.

Элемент внезапности был утрачен, ситуацию усугубил невысокий темп подъёма самолётов. «Викториес» формировал свою ударную группу в два приёма: в 14.00 с корабля взлетели 20 «Альбакоров», в 14.30 стартовали 12 истребителей (в том числе 3 для БВП). Ещё хуже обстояли дела на «Фьюриесе»: старт первой группы закончился в 13.50, в 14.18 взлетели 9 «Альбакоров» второго «споттинга», в 14.36 – 6 «Фулмаров» (с 4 20-фн бомбами каждый) из третьей «партии».

Атака закончилась катастрофой – немцы успели подготовиться к встрече. Группа «Фьюриеса» потеряла (по техническим причинам) один «Фулмар»  ещё на подходе к цели, другой истребитель и один «Альбакор» были сбиты немецкими самолётами.   Группа «Викториеса» была разгромлена над Киркенесом: немцам удалось сбить 11 и повредить 8  «Альбакоров», не вернулись из атаки и 2 «Фулмара». Англичанам, в свою очередь, удалось сбить 2 немецких самолёта над Киркенесом и потопить небольшой немецкий пароход в Петсамо – результаты ничтожные для такой атаки.

Примерно через два часа после старта 4 «Си Харрикейна» сели на палубу «Викториеса» для дозаправки. Первая пара сразу после дозаправки взлетела в воздух, а вот взлёт второй задержался – и, более того, из-за этих проблем задержалась посадка вернувшихся самолётов ударной группы. Командир авианосца в своём рапорте был категоричен: авианосец не должен принимать на палубу самолёты, которые не может спустить в ангар.

Посадка самолётов «Фьюриеса» прошла спокойней. Приём 21 самолёта занял 43 минуты (с 16.15 до 16.58), и командир авианосца оценил этот результат как хороший, особенно с учётом повреждений некоторых самолётов. Последней операцией этого тяжёлого дня стала посадка в 18.18 четвёрки «Си Харрикейнов»"


Варианты не претендуют на полноту и точность, я просто хотел показать разницу между "авиационным" и "авианосным" текстами в моём понимании. В идеале нужно совмещать то и другое (и тогда можно стать Ландстрёмом :)), но если есть ограничения по объёму и в то же время не хочется "затенять корабли", то писать нужно по второму варианту. Чтобы можно было составить впечатление о работе именно кораблей, каковая в первую очередь характеризуется числом взлётов и посадок (равно как описание боевой работы линкора или крейсера должно включать в себя сведения о числе выпущенных снарядов).
Как-то так.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments