Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Тень люфтваффе над Поволжьем. Налеты немецкой авиации на советские промышленные центры. 1942-1943

df3b962c5947
И оценка от СК http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm Предыдущей версии. Несколько заметок по поводу прочтения новой книги "Свастика над Волгой" Зефирова, Дегтева и Баженова.
1. Затронут очень важный эпизод ВОВ. Во многих исследованиях противоборства на Восточном фронте утверждалось ранее, что командование немецкой армии недооценивало необходимость нанесения ударов по тыловым коммуникациям противника. Соответственно такие задачи не ставились ЛВ. Оказывается, такое утверждение было не совсем верным.
Если грубо охарактеризовать прочитанное, то это на первый взгляд хвалебная ода боевому мастерству пилотов бомбардировщиков ЛВ.
С другой стороны советская ПВО в описании авторов выглядит группой пацанов с рогатками, пуляющей, куда ни попадя и не способной оказать маломальского сопротивления врагу.
2. Одной из причин изложения событий именно в таком ключе ИМХО может быть слепое принятие на веру немецких списков потерь (генерал-квартирмейстера). Простейшие подсчеты (из того же Гролера) показывают, что цифры наличия боевых самолетов, цифры потерь и цифры выпуска, взятые за какой-то период, мягко говоря, не совпадают. Я лично работал с аналогичным советским документом в ЦВМА по морской авиации и пришел к выводу, что данный гроссбух (который велся в Управлении ВВС ВМФ в Москве) совершенно не может использоваться как основной и точный источник. Несмотря на развитую сеть докладов по различным инстанциям и оперсводкам часть документов о потерях в верхний штаб не поступала (курьер с пакетом убит, самолет с опер. доками сбили, инженер или его ВРИО не составил вовремя акты списания или не отправил и т.д.). Поэтому часть самолетов, потерянных еще в 1941-42 году списывалась аж до 1944 года. Резонно в этом случае предположить аналогичную ситуацию и с противной стороны. Во всяком случае, пока я не увижу хотя бы в одном исследовании по частям ЛВ цепочку было-получили-потеряли-осталось, приведенное помашинно и поденно (по серийным номерам) и соответствующее указанному выше первоисточнику, до тех пор данные Г-К для меня будут под великим сомнением.
3. Теперь о результатах бомбежек. Действительно, работа летчиков ЛВ, поданная через призму советских докладов о результатах бомбардировок, просто потрясающа. Минимальными средствами и с минимальными потерями выведены из строя крупные тыловые объекты, в огромную проблему превратилась транспортировка грузов по Волге и не только. Это факт, подтвержденный сотнями свидетельств, мимо которого трудно пройти. К сожалению, авторы не задались вопросом естественным не для писателя, а для историка - почему такое стало возможным? Из множества версий многократно упомянута в книге одна – пьянство и недисциплинированность боевых расчетов ПВО, а в некоторых случаях и командования ПВО (как будто все немецкие зенитчики в Рейхе были тотальными трезвенниками). Или авторами просто констатируется факт, что наши зенитчики вместо стрельбы по освещенным целям просто ставили заградогонь (а не по приказу ли чьему, или наставлению для ПВО, или Боевому Уставу ПВО был предписан этот порядок?). Поэтому замечу следующее: при поиске стрелочника, чтобы отвести наказание от себя родимого, всяко лыко берется в строку и из мухи раздувают приличных размеров слона. Если читать в архивах только "разгромные" приказы, то легко исказить действительную картинку. А вот проанализировать, почему из всех районов ПВО самым эффективным (даже по немецким данным, приведенным авторами) оказалось Ярославский, авторы не удосужились. Что в Ярославле делали такого особенного в подготовке или в организации ПВО, отличного от Горького или Саратова – это вот как раз осталось "за кадром" повествования. Кстати рассказ о результатах налета по Саратову и Ярославлю оказался довольно слабеньким (в соответствующие местные архивы авторы не доехали).
4. Описание действий истребителей советской ПВО похоже тоже дано через призму мемуаров пилотов ЛВ (в ключе тщательного описания подготовки и нанесения ударов ЛВ и так, мелких эпизодов с участием отдельных наших истребителей) вместо описания работы советской авиации. Это далеко не случайность и об ангажированности авторов я еще скажу отдельно. Приковывает к себе внимание, что летчики ПВО достаточно часто таранили бомбардировщики противника (опять же по описанию авторов, так как статистика ими не приведена). Основной причиной таранов авторы приводят "опять отказавшие пулеметы". Возможно так и написано в каких-то докладах верхнему командованию. В этом случае я бы порекомендовал вначале выяснить, не получили ли по шапке вооруженцы ИАС по каждому конкретному эпизоду. Конечно, после тарана никто оружие возможно и не проверял. Если оно и было исправно до тарана, то вследствие него могло и заклинить. И аналогичным образом наоборот заклинившее до, после тарана могло стать и рабочим. Напомню, что по приказу наркома поначалу за таран полагалась награждение. Не здесь ли причина "отказов"? У пилотов ПВО насбивать фрицев было архи трудно, а без наград перед девчатами из столовой (или родными, например) стыдно показываться.
5. Поскольку мне лично близка тема Саратова, то эти места книги вызвали соответственно повышенное внимание и интерес. И тут пронемецкие вирши авторов вылезли на всеобщее обозрение:
"6 сентября в кабинете директора Саратовского авиазавода № 292 раздался телефонный звонок. Израиль Левин взял трубку и с ужасом услышал в ней голос Сталина. Тот поинтересовался количеством находящихся на заводском аэродроме самолетов, потом приказал увеличить их выпуск, а всю готовую продукцию как можно быстрее отправить под Сталинград. Трясущейся рукой Левин положил трубку, после чего стал принимать меры. Пришлось несколько десятков Яков, и так не отличавшихся высоким качеством сборки, немедленно передать авиаполкам без облета на заводском аэродроме".
В своих мемуарах (которых кстати нет в списке использованной литературы) директор завода И.С.Левин так описывает этот эпизод:
"6 сентября на завод позвонил И.В.Сталин. Он спросил, сколько самолетов находится на аэродроме, в каком они состоянии, а затем приказал в течение двух-трех дней все имеющиеся самолеты отправить на Сталинградский фронт. Разговор закончился словами: "Обстановка в районе Сталинграда очень напряженная. Нужны срочно истребители. Примите меры к увеличению выпуска". Тут же был собран руководящий состав завода, секретари партбюро, председатели цехкомов, секретари комсомольских бюро. Актив завода решил дать защитникам Сталинграда сверх утвержденного плана сентября и октября еще два полка истребителей Як-1".
И где "ужас и трясущееся руки" Зефирова и иже с ним? В конце 80-х я попытался связаться с Израилем Соломоновичем, но его родные ответили, что рассказать о ВОВ тот не в состоянии. Хотя Левин заинтересованное лицо, мемуары его издавались под цензурой в советские времена, но он, в отличие от авторов, очевидец событий. Потому и веры ему больше. В музее завода хранилась рукопись книги Левина (увы, музей сгорел), в которой были приведены и иные эпизоды работы завода, основанные в т.ч. и на материалах ГАСО.
То, что истребители отдали без облета военной приемкой, очевидная и доказуемая архивными документами ложь. Этого авторам было мало, и они еще в одном месте, упомянув аналогичным же вышеописанному образом качество сборки, дописались до того, что частям ВВС сдавали уже полуфабрикаты (т.е. конструктор "Сделай сам") и "условно годившиеся для эксплуатации", а не боевые истребители.
6. Налет на САЗ в ночь на 24 июня. По Зефирову САБы немцы повесили в 23:39 (по журналу записей дежурного МПВО – 0:38). Ракет было 12+10 (по докладу МПВО, приведенному Левиным, 7+3, а по тому же документу, приведенному Казаковым 12 ракет в 0:39). Описывая результаты бомбежки авторы все же сослались на мемуары Левина (по Зефирову переписанные после войны, однако!) и даже дали прямое цитирование из них. Сравните.
Зефиров: "он (Левин) признал, что из строя вышли "70 % мощностей и 60 % оборудования, а корпуса превратились в груды щебня".
Левин: "Более 70 % производственных площадей, 60 % оборудования, незавершенное производство, оснастка вышли из строя. Общий убыток составил более 101 миллиона рублей".
В завершение темы о САЗе - решение о восстановлении завода принимали сами заводчане. Причем по мемуарам Шахурина наркомат тоже выступил с предложением восстановить завод. Кто в Москве был против восстановления ни Левин, ни Шахурин не называют. Во всяком случае, по Левину даже сам Сталин не был категорически против восстановления завода.
CK
Tags: Авиация, Великая Отечественная война, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments