Пехота Российской Империи 1877-1917 (birserg_1977) wrote,
Пехота Российской Империи 1877-1917
birserg_1977

Categories:

Про Солонина и автомобили.

Утащено с ВИФ2НЕ, автор Пауль.
Сначала пространная цитата:

"Теперь перейдем к самым обобщенным данным. Для чего снова обратимся к официальнейшему источнику - многократно цитированной монографии российского Генштаба "Гриф секретности снят". Составители этого труда поработали на совесть. На четырнадцати страницах перечислены потери вооружений и боевой техники по годам войны. Танки -отдельно, пушки - отдельно, гаубицы 122-мм отдельно от гаубиц 152-мм, и т. д. Причем потери выражены не только в абсолютных цифрах, но и в процентах от "ресурса", т.е. совокупного количества техники, имевшейся в войсках на начало периода и поступившей из промышленности (по ленд-лизу, из ремонта).Так вот, за второе полугодии 1941 г. проценты потерь чудовищно велики: 73 % танков, 70% противотанковых пушек, 60% гаубиц 122-мм, 63% гаубиц 152-мм, 62 % ручных пулеметов, 65% станковых пулеметов, 61 % минометов... Хотя, казалось бы, ну что может сломаться в миномете ? Труба - она и есть труба... На этом мрачном фоне бросаются в глаза два "светлых пятна": орудия крупного и особого крупного калибра (203-мм и более) и … автомобили. (2, стр. 352-363)
tomo-str-foto-31_px450

Очень низкие ( 9,1 % ) цифры потерь тяжелой артиллерии РГК представляют собой характерный пример того, что называется "исключение, подтверждающее правило". Разумеется, минометы (пулеметы, пушки) не сломались. Они "остались на территории, занятой противником". Тяжелая артиллерия (а она и вправду была тяжелой, от 17 до 45 тонн) не "осталась", так как в первые же дни войны была выведена с территории западных военных округов в глубокий тыл. Маршал артиллерии Н.Д. Яковлев (начальник ГАУ в годы войны) вспоминает...

Трудно сказать, стоит ли гордиться таким решением, но оно было принято, и из 1018 тяжелых орудий было потеряно не более сотни. Но по какой же причине рекордно низкими(33% к ресурсу) оказались потери автомобилей?


Как такое может быть? Примитивные "полуторки" и немногим превосходящие их ЗИСы оказались в два раза надежнее и долговечнее миномета? Фанерные кабинки оказались прочнее танковых бронекорпусов? И бензин для своевременного отъезда с "занятой противником территории" нашелся? Автомобиль - это ведь не лошадь, и уж тем более не красноармеец - сколько не "дави на сознательность", а без горючего он и с места не сдвинется... Но, может быть, мы просто чего-то важного не понимаем ? Может быть, есть какой-то неведомый нам закон войны, по которому боевая живучесть фанерных автомобилей выше живучести бронированных танков?

Эти сомнения не давали мне покоя, пока я не открыл хорошо известную специалистам монографию Рейнгардта "Поворот под Москвой". (88, стр. 381) В конце книги "битого гитлеровского генерала" помещена табличка с цифрами потерь вооружения и боевой техники (включая автомобили) вермахта на Восточном фронте в 1941 г. И последние сомнения пропали. Чудес не бывает - потери автомобилей в воюющей армии в десятки раз превосходят потери танков:

                танки    автомобили   k=
Красная Армия  20 500     159 тыс.     8
Вермахт         2 831     116 тыс.    41

Разница цифр разительная. Мы пока не обсуждаем вопрос о том, что потери отступающей Красной Армии больше потерь наступающего вермахта. Тому можно найти или придумать множество "объективных" причин. Но в вермахте на один потерянный танк приходится 41 автомобиль, а в Красной Армии - всего 8. И это все - в среднем за второе полугодие 41-го года. Но в Красной Армии (в отличие от вермахта) танки "закончились" гораздо раньше, поэтому такая оценка сильно искажает реальную картину. Если же рассматривать структуру потерь мехкорпусов Юго-Западного фронта за первые три недели войны (пока еще танки были в наличии), то там число потерянных автомашин и танков практически равно, или даже танков потеряно в абсолютных цифрах больше, чем машин!

Столь же красноречиво и соотношение потерь минометов и автомашин в двух армиях. Вермахт теряет всего 17 минометов на одну тысячу потерянных автомашин, а Красная Армия - 116 минометов на тысячу.

               82-мм мин-ты  автомобили   k=
Красная Армия  18 500         159 тыс.     9
Вермахт         1 974         116 тыс.    59

Все очень просто. Вермахт воюет. Да, воюет ради грабежа чужой земли, выполняя преступную волю бесчеловечного режима. Но немецкая армия воюет, и поэтому она прежде всего бережет свои танки и минометы.

А с машинами - как получится. Вот поэтому у них "опели", "даймлеры" и "мерседесы" и ломаются в 59 раз чаще, чем минометные трубы - что совершенно логично и технически оправдано. Красная Армия с первых же часов войны превращается в толпу вооруженных беженцев. А для деморализованной, охваченной паникой толпы танки-пушки, пулеметы-минометы являются обузой. Поэтому от них и спешат под любым предлогом избавиться. А грузовичок - даже самый малосильный - берегут. В результате две трети допотопных "газиков" в Красной Армии уцелели, а две трети минометных труб сломались и потерялись..."
(М. Солонин. С. 399-402)

"Эти сомнения не давали мне покоя" напоминает незабвенного Владимира Богдановича с его «Я искал. Это был утомительный, нудный поиск». Сначала поправим г-на Солонина по некоторым числам.

116 тыс. у Рейнгардта (который, к слову, не был "битым гитлеровским генералом") проходят по графе "Автомашины и т. п.", то есть включает в себя не только грузовые и легковые автомобили, но и мотоциклы, тягачи, тракторы. Нужные нам данные можно узнать, например, в KTB OKW (Bd. I. S. 1105) - 24 849 легковых и 35 159 грузовых автомобилей, итого 60 008 машин. По числу потерянной бронетехники тоже можно поправить, т.к. оно не включает в себя Pz.35(t) в количестве примерно 160 штук. Итоговый коэффициент получается 20 (60 тыс./3 тыс.). Но всё равно значительно (в 2,25 раза) больше, чем у Красной Армии.

Но предлагаю посмотреть, что в Красной Армии происходило в другие годы войны, когда она, вроде бы, начала воевать. Может, коэффициент вырос?
Год     Танки   Автомобили    k
        и САУ
1942    15 100   66 200      4,4
1943    23 500   67 000      2,8
1944    23 700   32 600      1,4
1945    13 700   27 000      2,0

Удивительно, если следовать логике Марка Семёновича ("потери автомобилей в воюющей армии в десятки раз превосходят потери танков"), то Красная Армия с каждым годом воевала всё хуже и хуже, достигнув дна в 44-м году.

Для сравнения можно посмотреть, что там было дальше в вермахте (сухопутных войсках):
Год     Танки   Автомобили    k
        и САУ
1942     3 600   74 300      20,6
1943     9 200  266 900      29,0
1944    13 000  236 600      18,2

Здесь выделяется только 43-й год. Очевидно, именно этот год был пиком формы вермахта (сухопутных войск).

А вообще это типичный случай "мозгоимения" от Марка Семёновича.
Tags: Великая Отечественная война, История, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments